Полный текст статьи
Печать

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности воспитателя, его роли в образовательном процессе. Профессия воспитателя детского сада относится к типу профессий «человек – человек». Данный тип профессий ориентирован на общение и взаимодействие с людьми, в данном случае с детьми. Профессия воспитателя связана с обучением и воспитанием детей, поэтому относится к классу эвристических. Воспитатель следит за безопасностью жизни ребёнка, создаёт условия для его всестороннего развития. Для успешного овладения профессией воспитателя человек должен быть стрессоустойчивым, умеющим контролировать своё поведение и эмоции, а также ответственным, тактичным, коммуникабельным, эрудированным, с хорошо поставленным голосом и грамотной речью. Педагогическая деятельность всегда сопровождается эмоциональным напряжением, следствием которого могут стать ослабление устойчивости психических функций, частичная потеря работоспособности и даже соматические и нервно-психические болезни (Л. А. Китаев - Смык, Р. О.Серебрякова), что приводит к снижению психологической адаптивности, нарушению целостности личности воспитателя.

Психологическое здоровье воспитателя дошкольного образовательного учреждения – важнейшее условие, обеспечивающие достижение цели образования [1]. Профессиональная педагогическая деятельность воспитателя имеет ряд специфических особенностей: рано начинается рабочий день, низкая оплата труда, по сравнению с возложенной ответственностью, не всегда получается понять и найти с воспитанником и его родителями общий язык, постоянные конфликты между детьми, которые необходимо конструктивно решать, регулярные методические проверки и комиссии. А также после рабочей смены воспитателю необходимо готовиться к следующему рабочему дню: писать конспекты, готовить дидактические материалы. Одним негативных специфических факторов данной профессии является «синдром эмоционального выгорания». По мнению В.В. Бойко, эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [2]. Человек ощущает себя истощённым морально, физически и умственно. Становится всё труднее начинать свою рабочую деятельность, сосредоточиться на своих обязанностях и своевременно их выполнять, портятся отношения с окружающими и т.д. Джордж Гринберг выделил пять стадий эмоционального выгорания, которые связаны с профессиональной деятельностью и нарастанием психического напряжения. Первая стадия: сотрудник доволен работой, но по мере воздействия и продолжительности стрессов на работе, работа начинает приносить меньше удовлетворения и удовольствия. Вторая стадия: на этой стадии появляется апатия и усталость, возможны даже проблемы со сном. На третьей стадии появляется изнеможение и подверженность заболеваниям, а также хроническая раздражительность. Четвёртая стадия: возникают хронические заболевания, отсутствие работоспособности, человек неудовлетворён своей жизнью. Пятая стадия: эмоциональная нестабильность, хронические заболевания, обострение физических и психологических проблем. Если не начать лечение состояние человека будет лишь только ухудшаться и перерастёт в глубокую депрессию, сопровождающуюся хроническими заболеваниями.

Проблема эмоционального выгорания личности далеко не новая научная проблема, берёт своё начало в зарубежной психологии в конце XX в. (X. Дж. Фрейденберг, 1974; К. Маслач, 1982; К. Кондо, 1991 и др.). Проблема эмоционального выгорания получила своё развитие в трудах и исследованиях отечественных психологов (В.В. Бойко, Т.В. Форманюк, Т. И. Ронгинская, Н. В. Гришина, Л. M. Митина, В. Е. Орёл). В отечественной психологии данная проблема исследовалась в контексте изучения ценностно-мотивационной сферы, формирования жизненных смыслообразующих ценностей и значимых свойств личности [3]. Были выявлены типы поведения и предпочтительного образа действий, особенности коммуникативных качеств личности, проявление акцентуаций черт характера и их взаимосвязь с выгоранием (Н.А. Мальцева, 2005). Отмечая плодотворность рассмотренных исследований, следует признать, что существует ряд проблем, возникающих при изучении синдрома эмоционального выгорания воспитателя. На наш взгляд, необходимо исследовать такие проблемы, которые связаны с конкретизацией научного представления о содержании понятия и особенностях эмоционального выгорания воспитателей ДОУ в психолого–педагогических исследованиях, с психолого-педагогической коррекцией эмоционального выгорания воспитателей ДОУ, с разработкой и апробацией программы, направленной на коррекцию синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ («Психолого – педагогическая коррекция эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ»).

Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена:

— во-первых, объективными потребностями развития системы образования в современном российском обществе, одним из ключевых звеньев которого является дошкольное образование;

— во-вторых, недостаточной изученностью данной проблематики применительно именно к воспитателям дошкольных образовательных учреждений;

— в-третьих, недостаточной разработанностью программ психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания воспитателей ДОУ.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания воспитателей ДОУ.

Объект исследования: эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ.

Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ.

Гипотеза исследования: уровень эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ снизится при проведении психолого-педагогической коррекционной программы.

В рамках исследования были использованы следующие методы:

1)              Теоретические - анализ психолого – педагогической литературы.

2)              Эмпирические - эксперимент и тестирование по методикам: тест на эмоциональное выгорание; методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» автор В.В. Бойко.

3)              Метод интерпретации полученных данных.

Опытно - экспериментальная база и этапы исследования.

Эмпирическое исследование проводилось среди воспитателей ДОУ Челябинской области. В исследовании приняли участие 20 воспитателей в возрасте от 21 до 60 лет со стажем работы от 1 месяца до 30 лет.

Работа проведена в 4 этапа:

I этап - теоретический.

Проведён теоретико-методологический анализ содержания синдрома эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной литературе, характерного для профессии воспитателя ДОУ. Осуществлён анализ факторов развития, формирования и коррекции эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной литературе. Определена методология исследования.

II этап - эмпирический.

На базах детских садов проведено исследование синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ, которое подтвердило актуальность исследования этой проблемы у воспитателей, выявило способствующие факторы, получено дополнительное представление о структуре и механизмах изучаемого синдрома.

III этап - аналитический.

Проведён анализ и обобщение полученных результатов, сформулированы выводы. Обоснована психолого-педагогическая коррекция, направленная на преодоление воспитателем ДОУ синдрома эмоционального выгорания, разработана программа: «Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ».

IV этап - заключительный.

Проведена апробация программы «Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ», сделан сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики, оформление в статью.

Синдром эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов. Синдром эмоционального выгорания у воспитателей проявляется через «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний. А также через увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, равнодушие к переживаниям другого человека, потерю ощущения ценности жизни, утраты веры в собственные силы.

Основу синдрома эмоционального выгорания, по мнению К. Маслач, составляют многие симптомы: чувство эмоционального истощения, изнеможения; дегуманизация, деперсонализация - формирование отрицательного отношения к воспитанникам; негативное самовосприятие в профессиональном плане [4]. Различные характеристики организационной среды, такие как кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологический климат и т.п., могут влиять на развитие стресса на рабочем месте и, как следствие, на выгорание воспитателя. Основными организационными факторами считают следующие: время, затрачиваемое на работу; дестабилизирующая организация деятельности; повышенная ответственность за исполняемые функции и операции; хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения [5]. На развитие эмоционального выгорания воспитателя дошкольного образовательного учреждения очень сильное влияние оказывают личностные факторы. К ним можно отнести: склонность к интроверсии, повышенная тревожность, перфекционизм, низкий уровень эмпатии, отсутствие навыков взаимодействия и умения выходить из сложных ситуаций, а также авторитаризм. Также эмоциональное выгорание воспитателей сопровождается такими социально-психологическими симптомами как пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности, вспышки немотивированного гнева, отказ от общения, общая негативная установка на профессиональные перспективы.

Источником проблемы на практике, в частности в психолого – педагогической, является противоречие, которое заключается в необходимости формирования способности воспитателем преодолевать данный синдром и недостаточной представленностью психолого-педагогических технологий, которые были бы научно обоснованы и обеспечивали конструктивное преодоление воспитателем негативных состояний, в том числе и составляющих синдром эмоционального выгорания.

Для диагностики эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений была применена методика В.В. Бойко«Диагностика эмоционального выгорания личности». Данная методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Фаза напряжения обуславливается напряжённой психоэмоциональной и дестабилизирующей атмосферой, трудностью контингента и повышенной ответственностью. Фаза резистенции обуславливается попытками человека оградить себя от неприятных впечатлений. Фаза истощения обуславливается оскуднением психологических ресурсов, снижением эмоционального тонуса. Эмоциональное выгорание возникает поэтапно. Это динамический процесс и является формой профессиональной деформации. В результате исследования эмоционального выгорания у воспитателей нами были получены следующие результаты. Диагностировано, что у 70% респондентов были выявлены признаки эмоционального выгорания; у 30% воспитателей признаки эмоционального выгорания не диагностированы. На рисунке 1 графически представлен уровень выраженности эмоционального выгорания у воспитателей дошкольного образовательного учреждения. 

Рис. 1. Уровень выраженности эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ 

На рисунке 2 представлены наиболее выраженные в своём проявлении фазы эмоционального выгорания. Фаза напряжения диагностирована в стадии формирования у 3 (15%) воспитателей. Фаза резистенции диагностирована в стадии формирования у 8 (40%) воспитателей. У одного воспитателя фаза резистенции диагностирована в стадии сложившегося симптома. Фаза истощения диагностирована в стадии формирования у 2 (10%) воспитателей. Выявлены наиболее часто диагностированные у воспитателей симптомы, к которым относятся: расширении сферы экономии эмоций; эмоциональная дезориентация; неадекватное реагирование и эмоциональный дефицит. Данные симптомы выражаются в неадекватном избирательном эмоциональном реагировании, экономичном проявлении эмоций, использование эмоций ограниченного регистра и умеренной интенсивности, возникновение потребности в самооправдании, отсутствие сопереживания, сочувствия к окружающим.  

Рис. 2. Выраженность стадий эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ

Также был диагностирован уровень эмоционального благополучия воспитателей ДОУ. Получены следующие результаты. Высокий уровень эмоционального благополучия диагностирован у 20% воспитателей, средний уровень благополучия диагностирован у 60% и низкий уровень выраженности эмоционального благополучия диагностирован у 20% воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Графически результаты диагностики уровня эмоционального благополучия представлены на рисунке 3. 

Рис. 3. Уровень эмоционального благополучия воспитателей в детском саду

На основании анализа литературных источников по проблеме психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания [6; 7; 8] и результатов экспериментальной работы с воспитателями была разработана программа психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания, которая была апробирована на воспитателях ДОУ. Организация психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания воспитателей ДОУ начинается с построения дерева цели. Генеральная цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания воспитателей ДОУ.

1. Изучить психолого-педагогическую проблему коррекции эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ в теоретических исследованиях.

1.1.        Изучить понятие и особенности эмоционального выгорания воспитателей ДОУ в психолого-педагогической литературе.

1.2.        Изучить особенности психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания воспитателей ДОУ.

1.3.        Теоретически обосновать процесс моделирования психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ.

2. Организовать и провести исследование психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания воспитателей ДОУ.

2.1. Определить этапы, методы и методики исследования.

2.2. Дать характеристику выборки и провести анализ результатов констатирующего эксперимента.

3. Провести экспериментальную работу по организации и проведению коррекционно-развивающей работы с воспитателями ДОУ.

3.1. Описать программу психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания воспитателей ДОУ.

3.2.        Провести анализ эффективности коррекционной работы.

3.3.        Дать психолого-педагогические рекомендации по коррекции эмоционального выгорания воспитателей ДОУ.

3.4.        Разработать и описать технологическую карту внедрения психолого-педагогической программы коррекции эмоционального выгорания воспитателей ДОУ.

  На основе дерева целей составлена модель психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания воспитателей ДОУ.

Модель прогнозирует коррекцию уровня эмоционального выгорания посредством реализации следующих блоков:

- теоретического, который включает изучение проблемы в психолого-педагогической литературе, анализ, обобщение, структурирование теоретического материала, выявление основных понятий, характеристик, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента;

- диагностического, на котором выявляется уровень эмоционального выгорания;

- коррекционного, предполагающего формирующий эксперимент, разработку и апробацию программы психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания воспитателей ДОУ, разработку задач групповых занятий;

- аналитического, на котором проводится повторная диагностика эмоционального выгорания воспитателей ДОУ, анализ исследования, проверка гипотезы математическими методами обработки диагностических данных;

Модель психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания воспитателей ДОУ актуальна, поскольку позволяет на основе одной проблемы работать в нескольких направлениях. Цель программы психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания воспитателей ДОУ: снижение уровня эмоционального выгорания воспитателей ДОУ. В программу входил теоретический блок на тему: «Личность воспитателя и эмоциональное выгорание». В теоретическом блоке проведён ряд лекции, проблемных дискуссий и круглых столов на темы: «Личность воспитателя», «Как жить полноценной жизнью», «Наши эмоции» и «Эмоциональное выгорание, профилактика и коррекция». Данные теоретические блоки закреплялись в дальнейшим практическими заданиями для воспитателей ДОУ. Практический блок программы психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания воспитателей ДОУ составил ряд психолого - педагогических коррекционных упражнений, направленных на снижение уровня эмоционального выгорания воспитателей. Также воспитателям предлагалось ознакомиться со способами регуляции психоэмоционального состояния. Рекомендованы условия организации деятельности, которые служат мерами профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания у воспитателей:

 — у воспитателя всегда должна быть возможность обратиться за помощью, рекомендациями к коллегам по работе, психологу ДОУ, администрации, находиться долгое время со своей профессиональной или личной проблемой опасно для психологического здоровья воспитателя;

— важную роль играет дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе образовательного учреждения;

— эмоциональному выгоранию воспитателей препятствует осознание рабочего процесса, своего участия в нем, необходимо «наращивать» профессиональные качества, не забывать о рефлексии

— общение и обмен опытом с профессиональным сообществом является также мерой профилактики выгорания;

— внедрять развивающие и обучающие программы по преодолению выгорания, которые будут направлены на осознание и раскрытие творческого потенциала воспитателя, повышение ощущения самоэффективности.

Психологической профилактикой эмоционального выгорания воспитателей послужит: расстановка приоритетов в работе, выходной день раз в неделю, когда человек занимается лишь тем, что хочет, анализ беспокоящих проблем, выбор пути их решения, использование методов саморегуляции, методов психологической разгрузки, аутогенная тренировка, управление своими чувствами и эмоциями.

Качества необходимые для эффективной работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения:

- эмоциональная устойчивость, уравновешенность;

- уверенность в себе и в своих силах;

- гибкость в поведении;

- ответственность;

- позитивное восприятие и самовосприятие;

- развитый социальный интеллект;

- высокая самооценка.

 После реализации программы психолого-педагогической коррекции была проведена повторная диагностика по методикам, диагностирующим эмоциональное выгорание. В результате получены следующие данные: у 95% отсутствуют признаки эмоционального выгорания; у 5% диагностированы некоторые признаки эмоционального выгорания. На рисунке 4 графически представлены результаты диагностики уровня эмоционального выгорания у воспитателей дошкольного образовательного учреждения после проведения психолого-педагогической коррекции. 

Рис.4.Уровень выраженности эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ после психолого-педагогической коррекции

По итогам проведения психолого – педагогической коррекции цель – снижение уровня эмоционального выгорания воспитателей ДОУ – реализована. Получена обратная положительная связь от участников психолого – педагогической коррекции.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностями использования полученных результатов, а также сформированной и апробированной в его рамках программы психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ для решения комплекса задач, связанных со снижением уровня эмоционального выгорания сотрудников ДОУ.