Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Автор обращается к термину инновационной культуры, делает акцент на ее ведущих компонентах. Подробно анализируется соотношение инновационной культуры и цивилизации.
Ключевые слова: инновационная культура, компоненты инновационной культуры, развитие инновационной культуры, носитель инновационной культуры.

Совокупность требований к субъекту профессиональной деятельности в условиях развивающегося на современном этапе инновационного цикла выдвигает на первое место задачу формирования и развития его инновационной культуры. Ее научное осмысление не достигло еще необходимого уровня, но в научных исследованиях этот термин звучит с 1996 года (В.И. Долгова).

Ведущими компонентами инновационной культуры выступают уровень культуры, образования, квалификации, степень «интеллектуального оснащения» и ценностные ориентации [1, 2, 3, 4, 5].

Следует сразу подчеркуть своеобразную «двойственность» инновационной культуры: с одной стороны, она - особый вид культуры, а с другой элемент, присутствующий в каждом виде культуры.

Инновационная культура является процессуальной составляющей личностной культуры и культурного развития. Ее определяет именно поступательное развитие, осуществляемое в историческом процессе человеческой деятельности и отражающее прогрессивные тенденции общественной жизни, открытие новых возможностей для развития личности. Поэтому личностная культура не поглощает инновационную, а находится с ней в отношении конъюнкции.

Можно утверждать, что конъюнкция объективно определяет отношение между инновационной и любой другой культурами. Следовательно, инновационная культура обладает свойством инвариантности, не только в частных, но и в общем случае.

Каково же соотношение инновационной культуры и цивилизации?

Под цивилизацией понимается качественно новый уровень развития социума, который характеризуется тем, что возникает не на естественноприродной основе, а как результат деятельного исторического развития общества.

Одним из критериев определения типа цивилизации является общественно-производственная технология (цивилизация с экстенсивным, интенсивным и интенсивно-экстенсивным типом производства). Процессы интеграции и дезинтеграции общественно-производственных технологий носят общий для человечества характер. Важнейшим условием объединения является развитие традиций и менталитета в форме «метакультуры», которая выступает в качестве своеобразного цивилизационно-культурного «общего знаменателя».

«Общий знаменатель» представляет собой систему инвариант (конъюнкций), одним из элементов которой является инновационная культура. Без этой инварианты культура идет к вырождению, что может привести к бескультурью или «рафинированной культуре». Поэтому чрезвычайно важно отличать культуру от цивилизации: первое - это результат самоопределения воли народа и индивида, а второе - совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта.

В аспекте этого различия замечательна феноменология инновационной культуры: она представляет собой такого рода феномен, который нельзя чисто эмпирическим путем отделить и от культуры, и от цивилизации:

  • инновационная культура является инвариантом (конъюнкцией) любой сферы человеческой жизни;
  • инновационная культура является инвариантой (конъюнкцией) любой культуры;
  • инновационная культура является продуктом конъюнкции культуры и цивилизации.

В самом широком смысле она определяет всю жизнедеятельность человека: материальное производство, социально-политические отношения, область духовного развития, быт, человеческие взаимосвязи, и признаки конкретной инновационную среды.

Сказанное в принципиально других измерениях определяет цель нашего конферирования в этом проекте: Выявить законы, закономерности, принципы, факторы, модели, программы, технологии формирования и развития инновационной культуры её носителя.

Ссылки на источники:

  1. Деркач А.А. Субъект: формы, механизмы и пути развития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2011. –  300с.
  2. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. - М.: Педагогический поиск, 2007. – 167с.
  3. Соломин В.П. Герценовский университет: история педагогических инноваций и современность // Вестник Герценовского университета. – 2012. №2. – С. 3-9.
  4. Харгадон Эндрю Управление инновациями. Опыт ведущих компаний = How Breakthrouths Happen. The Surprising Truth About How Companies Innovate. — М.: «Вильямс», 2007. — С. 304.
  5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.