Полный текст статьи
Печать

Актуальность проблемы связана с необходимостью исследования повышенной агрессивностью детей младшего дошкольного возраста в игровой ситуации. Влияние психолого-педагогической коррекции возможно, если учитывать причины формирования агрессивности у младших школьников и способствовать их снижению. Максимальную эффективность в преодолении негативных тенденций в развитии личности младших школьников можно достичь при взаимодействии всех участников образовательного процесса. Это способствует гармонизации межличностных отношений между триадой «Ребенок-Родитель-Педагог».

Одной из острейших социальных проблем нашего общества является рост агрессивных тенденций в школьной среде. Общаясь с агрессивными младшими школьниками, учитель, психолог должен помнить, что он работает не с агрессивностью как таковой, а с растущей, формирующейся личностью. В одних случаях развитие навыков контроля за собственной агрессией приводит к ее угасанию, в других - к определенным трансформациям агрессии, когда ребенок учится проявлять агрессию более тонко, через словесное оскорбление, скрытое принуждение. У части младших школьников агрессия остается несоциализированной и находит выход в физическом насилии и в последующем подростковом периоде.

Все дети испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены и психологически – эффект неопределенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Такие дети часто болеют, капризничают и нервничают. Недомогание проявляется в постоянной раздражительности, в слезах по самому незначительному поводу [1].

В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим знаниям, вопреки своему здравому смыслу. Стремление «быть лучше, чем все» в младшем школьном возрасте проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать текст выразительно прочитать. Ребенок стремиться утвердить себя среди сверстников.

На формирование личности младшего школьника социальные факторы оказывают ведущее влияние, а биологические – опосредованное [2, 3].

Социальными факторами психологического развития являются:

- переход из дошкольной среды в школьную, где младший школьник проходит процесс адаптации, принимая новые условия в своей жизни. Существенно меняя поведение ребенка в целом учебная деятельность;

- расширение общественной, социально-полезной деятельности младшего школьника в классе и в школе, расширение круга общения со сверстниками, установление контакта с учителем;

- происходит изменение положения ребенка в семье, где родители больше начинают доверять ему, поручать выполнение более сложной домашней работы и включать в обсуждение семейных проблем [4].

Биологическими факторами психологического развития являются:

- равномерное физическое развитие вплоть до подросткового возраста;

- интенсивное развитие моторной деятельности. Изменения функционирования лобных долей головного мозга, управляющие процессами мышления и другими психическими процессами. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную, требующую высокой координации движений деятельность [5].

Итак, установить агрессивность в младшем школьном возрасте часто бывает сложно.

Наиболее частой причиной проявления агрессивности у младших школьников является педагогическая запущенность. Педагогическая запущенность – это нарушение поведения и школьная недисциплинированность. Причинами являются отклонения в развитии познавательной сферы; недостатка в развитии эмоционально-волевой сферы; нарушения в мотивационно-личностной сфере.

Основными причинами школьной неуспеваемости является психическая неустойчивость, аффективная возбудимость, безволие, низкая стрессоустойчивость; отсутствие адекватных способов реагирования, когнитивный диссонанс, смысловой барьер, низкие нравственные ценности, искажение жизненного смысла, потеря самоидентичности, а также дидактогения [6].

Проявление агрессивности встречается у младших школьников, желающих самоутвердиться в глазах учителя перед сверстниками. Именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений младших школьников (фрустрация потребности «быть значимым в глазах учителя») [7].

В современных условиях различают трудных детей: а) с педагогической запущенностью; б) с социальной запущенностью (нравственно испорченных); в) с крайней социальной запущенностью [8].

База исследования: МАОУ СОШ № 67 г. Челябинска было проведено исследования уровня агрессивности младших школьников с целью выявления уровневых показателей и учета их при дальнейшей разработке программы психолого-педагогической коррекции с включением инновационных психолого-педагогических технологий в начальной школе [9]. В диагностическом исследовании принимали участие дети 4 класса в количестве 31 человека в возрасте 10 лет.

В процессе исследования были использованы следующие методики: «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки, «Рисунок несуществующего животного» (А.Л. Венгер).

Первой проведенной методикой была «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки, результаты представлены на рисунке 1. Для проведения диагностики детям были розданы бланки с утверждениями, на которые они должны были ответить «да» или «нет». В данной выборке был задействован один класс. В 4 классе обучаются всего – 11 мальчиков, 20 – девочек.  

 

Рисунок 1. Показатели агрессивности по методике «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки 

Анализ результатов исследования по методике «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки показал, что у младших школьников преобладает вербальная агрессия (среднее значение составляет 5,4 балла по всей группе); раздражение и обида (4,5 балла), что являются причиной формирования агрессивности. Вербальную агрессию младшие школьники выражают так: не одобряют поведение товарища, часто бывают не согласны, спорят с окружающими людьми, требуют, чтобы их уважали, ругаются от злости, раздражение проявляется в ярости, когда над ребенком посмеиваются.

Обида характеризуется в ситуациях, если не всегда получают то, что хочет. Менее выражены такие особенности агрессивности, как подозрительность (3,8 балла) и чувство вины (3,9 балла)

По методике «Рисунок несуществующего животного» (А.Л. Венгер) распределение результатов по критериям «агрессия - ситуативное качество личности ребенка», «агрессивность – стабильное качество личности ребенка» изображено на рисунке 2.  

Рисунок 2. Показатели агрессивности по методике «рисунок несуществующего животного» (А.Л. Венгер) 

Анализ результатов по рисунку 2 показывает, что 10 младших школьников (28,57%) имеют высокий уровень проявления агрессии, средний уровень имеют 16 детей (45,71%) и низкий уровень – 9 (25,71%). Агрессия в данном случае у детей проявляется ситуативно. В группе исследуемых наиболее выступает «склонность к вербальной агрессии». Можно предположить, что возможными причинами проявления агрессивности могут быть у младших школьников – подчеркивание своего пола и наличие невротической агрессии.

Анализ проблемы агрессивности как определенного личностного отношения и особенностей его проявления посредством психолого-педагогической литературы показал наличие принципиально разных теоретических подходов, то серьезно препятствует пониманию реальных психологических причин агрессивности растущих людей и выработке действенных средств ее предотвращения и нивелирования. На развитие агрессивности младших школьников влияют и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, нервной системы, способствующей формированию таких черт, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Агрессия вызывает также необходимость защищать себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, когда ребенок не видит иного выхода, кроме драки или словесных угроз. В связи с этим необходимо предлагать и проводить психолого-педагогическую коррекционную программу, ведущей целью которой для младших школьников с агрессивным поведением заключается в достижении позитивных поведенческих изменений личности.