От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению
Аннотации
В монографии представлены результаты исследования проблемы речевого развития в норме и при патологии, систематизированы имеющиеся отечественные и зарубежные теоретические данные и изложен авторский взгляд на генез устной речи до появления первой фразы. Выделены и описаны необходимые коммуникативные условия, определяющие и запускающие психофизиологические компоненты овладения ребёнком раннего возраста языковыми средствами общения. Вводится понятие «отклонения в овладении речью». Описаны подходы, методы, приёмы и возможные результаты дифференциальной диагностики различных вариантов речевого развития в раннем возрасте. Предложена транслируемая система коррекционно-предупредительного воздействия с неговорящими детьми. Представлена эффективная система педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста.
Материалы монографии могут быть использованы логопедами, педагогами, психологами, педиатрами, детскими неврологами в организации коррекционно-предупредительной деятельности специализированных ясельных групп, дошкольных логопедических пунктов, групп кратковременного пребывания, учреждений здравоохранения; в педагогических вузах при подготовке учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации, а также при консультировании семей, вос-питывающих детей раннего возраста с отклонениями развития.