ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СУБЪЕКТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотации
В работе раскрыт характер трансформации ценностных ориентаций субъекта инновационной деятельности в условиях его психолого-педагогического сопровождения. Для этого использована программа целевого психолого-педагогического взаимодействия в диаде «психолог-новатор» и психодиагностические методы исследования личности по методикам: «Диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина); «Смысло-жизненные ориентации» в адаптации Д.А. Леонтьева; «Моти-
вация к успеху (Т. Элерс).
Организация деятельности психолога в рамках программы тренинговых занятий целевого психолого-
педагогического взаимодействия строилась с учетом принципов гуманизма, конфиденциальности, компетентности, ответственности. Программа разработана для руководителей образовательных учреждений (30–45 лет), состав группы – 20 человек, занятия проводились 1 раз в неделю по 40–60 минут, всего 10 часов.
В структуре тренинговых занятий использовались разнообразные формы и методы работы, такие как дискуссия, работа в парах, работа в малых группах, психологическая игра, визуализация, ролевое проигрывание ситуаций, проективные методы диагностики эмоциональной сферы.
В результате удалось получить некоторые изменения установок испытуемых экспериментальной группы в сторону альтруизма, ориентации на денежное вознаграждение и ориентации на труд и свободу. Вдвое сократилось число руководителей, обладающих низким уровнем мотивации к успеху, увеличился средний умеренно высокий уровень проявления мотивации к успеху, слишком высокий – снизился. Изменилась устойчивость смысложизненных ориентаций руководителей (высокий и средний уровни стали проявляться чаще; низкий уровень стал проявляться реже). Для подтверждения достоверности различий проведена математическая обработка данных по Т-критерию
Вилкоксона. Проведенное исследование подтвердило тенденцию изменения ценностных ориентаций субъекта инновационной деятельности.