Полный текст статьи
Печать

В обществе социальные и экономические преобразования устанавливают необходимость формирования творчески активной личности. Умением обладать способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Перед специалистами образования встает важная задача по развитию творческого потенциала дошкольников.

Проблема развития воображения дошкольников интересует исследователей тем, что творческая деятельность человека этот психический процесс, который является необходимым элементом любой формы, его поведения в целом. Одним из видов воображения является творческое воображение.

Творческое воображение - это процесс творческой деятельности, характеризующийся созданием новых неповторимых стилей. Педагоги и воспитатели решают сложную задачу «социализации ребенка» — выявление способностей у детей, правильная оценка и поддержание развития. Потому что для творческих начал этот период играет важнейшую роль. Развивать способности следует планомерно и систематично, учитывая возрастные особенности, психическое и физическое развитие ребенка, условия в которых он воспитывается и другие факторы. Для выявления творческого потенциала ребенка исследователями выявлены черты, характеризующие наличие творческих способностей у дошкольника. Ребенок с творческим началом самостоятелен, активен и предприимчив, применяет уже освоенные способы работы к новому содержанию, находит нестандартные способы решения задач, эмоции и чувства выражает при помощи различных изобразительных средств.

Люди отличаются от животных способностью творить. Применяя творчество человек может изменить реальность, передать ее так, как он бы хотел эту реальность видеть или же сохранить ее на годы.

Творческое воображение выступает не только условием эффективного овладения информацией. Как показали исследования, оно является предпосылкой творческого формирования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности. И в большей степени определяет результативность учебного и воспитательного процесса. Значимость творческого воображения в различных видах деятельности отмечают Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн в своих исследованиях. Л.С. Выготский считает, что к старшему дошкольному возрасту возникают задачи нового типа, в которых результат действия не прямой, а косвенный, и для его достижения ребенку нужно учитывать связь между несколькими явлениями, происходящими единовременно или последовательно [1].

Исследователями в наше время уделяется внимание проблеме применения ТРИЗ технологии в дошкольном образовании (А.М. Страунинг, Н.Е. Веракса, А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук, О.Н. Самойлова, О.М. Дьяченко, И.Я. Гуткович, Н.Н. Хоменко).

Родители, воспитатели и педагоги, больше озадачены развитием знаний и умений ребенка, а не его интересом к познанию происходящего вокруг. В результате у ребенка может пропасть дух исследователя, и он будет воспринимать мир как должное, не задумываясь, почему происходит именно так, а не иначе. Не научившись распознавать и видеть связь, логическую закономерность между процессами, ребенок в будущем может испытывать затруднения в учебе, ему будет тяжело в жизни, потому что требования к современному человеку заключается в способности к самообразованию и саморазвитию, которое обеспечивается познавательным интересом, активностью.

По мнению Е.В. Ануфриенко и Н.В. Попова: «развитие детского воображения, восприятия, мышления и других психических функций, нельзя представить в виде наслаивающихся друг над другом форм, так что каждая приурочена только к определённому возрасту. Воображение у ребёнка проявляется многообразно. Главную роль при этом играют возрастные и индивидуальные различия».

Развитие воображения у старшего дошкольника совершается благодаря формирующейся способности абстрагироваться от навязанных образов, выходить за пределы стандартных взглядов. Когда как, творческое воображение остается в большей степени непроизвольным, и его развитие зависит от организации процесса руководства и используемых инструментов.

Технология ТРИЗ является одной из самых эффективных средств развития творческого воображения. Автором ТРИЗ, является Г.С. Альтшуллер. Изобретена данная теория была в 40-х годах. Со временем ТРИЗ не стояла на месте и стала применяться в различных областях, в том числе и в педагогике. Ключевым замыслом является совмещение педагогической науки и теории решения изобретательских задач. Целью является определения алгоритмов, создания инструментальных способов построения системы средств развития, обучения и воспитания на основе целостного восприятия этих процессов в соответствии с общими законами развития систем [2].

По мнению Г.С. Альтшуллера, ТРИЗ дает методы и алгоритмы, которые помогают ребенку в творческом поиске. Благодаря чему происходит формирование мышления, строящегося на принципах, которыми уже обладает психика: принцип целостности, активности, развития, коммуникабельности, адаптации к окружающей среде.

В современном воспитании главной проблемой является формирование творческого человека, готового к нестандартным задачам в различных областях жизнедеятельности. Именно поэтому на современном этапе развития, образование трудно представить без современных технологий активного обучения, которые позволяют перевести объяснительно-иллюстративный вид обучения в активно-деятельный, приходящий на смену традиционного. Современные ДОУ усилено пытаются приспособить технологии активного обучения для своих учеников. Наиболее положительным периодом для раскрытия творческого потенциала ребенка является дошкольный возраст. ТРИЗ технология, адаптированная к дошкольному возрасту позволяет воспитывать и развивать ребенка под девизом “Творчество во всем!” [3].

В центре внимания ТРИЗ педагогики, человек творческий, обладающий мощным запасом способов решения нестандартных задач. Имеющий гибкое, подвижное, системное воображение и ставящий перед собой достойные жизненные задачи. Развитие ТРИЗ технологии является главной целью в ДОУ. С одной стороны формируются такие качества мышления, как гибкость, мобильность, диалектичность, системность; с другой поисковая инициативность, стремление к новшеству; творческого воображения и речи. Творческая, интеллектуальная деятельность, базирующаяся на активном поиске методов действий, уже в дошкольном возрасте может стать знакомой и понятной для детей. А это может произойти лишь в том случае, когда старания педагогов направляются на воспитание у ребенка потребности испытывать интерес к самому процессу изучения, к самостоятельному поиску решений и результата поставленной цели. ТРИЗ подход целесообразно использовать для решения трудностей развития ребенка. Концепция технологии ТРИЗ дает возможность качественно изменить процесс речевого развития дошкольников. Адаптированные методы ТРИЗ, дают несомненные преимущества в процессе развития речи. В активации познавания детей, в формировании мотивированных установок на проявление творческих умений, в развитии образной речи детей дошкольников. Повышается результативность овладения всеми языковыми средствами, формируется осознание в построении лексико-грамматических конструкций, развивается гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности [3].

 По мнению В. Богат, любая педагогическая концепция в основе своей базируется на некоторые ценностные ориентиры. По ним просматривается успешность педагогических действий к конкретному ребенку, ученику, воспитаннику, субъекту педагогической деятельности. Использование ТРИЗ в педагогической деятельности направлено на формирование сильного мышления, поднятия творческой личности, готовой к решению нестандартных задач [4].

ТРИЗ – технология для детей дошкольного возраста представляет собой концепцию коллективных игр, занятий, которые нацелены на повышение результативности основной программы обучения и воспитания. Также она представляет собой управляемый процесс формирования нового, который в совокупности представляет точный расчёт, интуицию и логику. Методы и приемы ТРИЗ дают возможность избавиться от барьеров в общении, от боязни неизведанного, научиться относиться к жизненным и учебным проблемам ни как к непреодолимым препятствиям, а как к очередным задачам, которые нужно решать.

Отмечено, что использование компонентов ТРИЗ значительно повышает творческую и мыслительную активность воспитанников, потому что ТРИЗ технология дает возможность мыслить широко, свободно, с осознанием происходящих процессов и находить своё собственное решение проблемы.

Креативность, изобретательство проявляется в творческой фантазии, что потом претворится в различных видах деятельности. При обучении старших дошкольников применение ТРИЗ технологии позволяет сформировать условия для вычленения творческих возможностей ребёнка, развитие его нравственных качеств, таких как способности радоваться успехам других, стремлением помочь, желанием найти выход из затруднительного ситуации.

Согласно мнению С.И. Гин, отличием классического подхода от ТРИЗ технологии в дошкольной педагогике к воспитанию и развитию детей является то, что в рамках представленной технологии дошкольников учат самостоятельно находить ответы на большое количество вопросов, анализировать, решать задачи, а не повторять сказанное воспитателями или родителями, быть личностью [5].

ТРИЗ технология является универсальным инструментом, который можно использовать практически во всех видах деятельности, что позволяет формировать правильную, гармоничную, научно обоснованную модель мира в понимании ребёнка-дошкольника.

Используя ТРИЗ технологию, ребенок получает взаимообмен итогами решения и результат одного ребёнка стимулирует мысль другого, расширяется диапазон воображения, стимулируется его развитие, создаётся ощущение успеха.

ТРИЗ технология имеет большой арсенал методов и приёмов работы, которые уже показали свою эффективность в работе и адаптированы для дошкольников. К этим методам ТРИЗ А.Г. Альтшуллер относит следующие:

  • · Метод мозгового штурма. Он представляет собой эффективный метод решения проблемы, основанный на стимулировании творческой деятельности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно больше вариантов решений. Результатом является единогласно принятое решение.
  • Метод морфологического анализа эффективно используется для развития творческого воображения, преодоления стереотипов, фантазии. Сутью данного метода является, комбинирование разных вариантов оценок одного объекта для создания нового образа данного объекта.
  • Метод фокальных объектов. Заключается в перенесении свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать речь, воображение, фантазию, но и управлять своим мышлением. При этом техника применения проста и инвариантна. Ещё одним преимуществом МФО считается содействие развитию ассоциативного мышления.
  • Метод системного анализа дает возможность посмотреть на мир как на систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Методика системного анализа разра­батывается, чтобы организовать процесс приня­тия решения в сложных проблемных ситуациях.
  • Метод каталога. В большей степени он направлен на обучение дошкольников творческому рассказыванию. Метод используется для снятия психологической инерции и ломки стереотипов. Придумывание сказочных героев, их действий и описания места действия.
  • Круги Луллия. В процессе работы с данным методом у детей формируется познавательная активность, возникает понимание к процессу комбинирования информации.
  • Метод моделирование маленькими человечками или ММЧ. Этот метод дает возможность осуществлять моделирование процессов, происходящих в естественном и рукотворном мире. Метод помогает представить модель системы или процесса. Замена элементов, находящихся в области возникновения задачи, живыми существами, раскрепощает мышление, делает его более свободным. Возникает возможность, хотя бы мысленно, совершать самые фантастические действия.
  • Метод Золотой рыбки (МЗР) - метод обоснования новых идей. Суть заключается в накручивании слоев реальности вокруг фантастической идеи. Метод снимает слои реальности и выявляет ту центральную идею, которая легла в основу необъяснимого фантастического процесса или явления. Метод Золотой рыбки помогает преодолеть психологическую инерцию в случаях, когда решение кажется не возможным.
  • Мышление по аналогии - когда выделяется сходство предметов и явлений по каким-либо признакам. Детям предлагают использовать разные приёмы волшебства: разделение-объединение, увеличение-уменьшение, оживление оцепенение, видоизменение признаков времени, специализация-универсализация и т.д.

Благодаря применению ТРИЗ технологий в работе с дошкольниками, происходит стимулирование детей к поиску истины и сути, совместному решению проблематичных ситуаций.

Во время игровой деятельности происходит формирование и развитие воображения у дошкольников, поэтому необходимо наблюдать за игровой деятельностью ребенка и не перегружать его. Игры и игровые материалы, использованные воспитателями на занятиях с детьми необходимо предоставить родителям. Это даст возможность обучить детей использовать игровые пособия для стимуляции фантазирования. С развитием более высокого уровня воображения предыдущие этапы бесследно не исчезают, поэтому следует под особым контролем держать системность занятий и их очередность при переходе от простых приемов воображения к более сложным. Создание мнимых ситуаций- один из способов стимулирования воображения дошкольника. Такие ситуации взрослые могут создавать по средствам сказок, колыбельных, рассказов и т.д. Поначалу мнимые ситуации необходимо создавать при помощи реальных действий (бегает, прыгает, ходит, летает), и предметов. Детскую игру не всегда следует ограничивать и контролировать. Часто проявление бурной фантазии и осваивание реальности происходит в самостоятельной игре [6].

Нельзя оставить без внимания разницу в способностях детей. Если у ребенка низкий уровень развитости воображения то, ему нужно больше стимулов со стороны взрослого, необходимы предметы для опоры фантазии. Детям, находящимся на более высоком уровне развитости воображения, необходимо при помощи различных импульсов, лишь изредка привлекать к процессу воображения [7].

Рисование, конструирование, лепка, и занятия с природными материалами, вносят вклад в формирование воображения. Важно, чтобы эти занятия не стали механическим созданием поделок на заданную тему. Бесспорно, процесс создания поделки – это воображение, но не в полной мере. Полному формированию воображения дошкольников содействует обсуждение своего творения с воспитателем, родителем или другими детьми. При этом взрослый, задавая вопросы в процессе детской игры, дает возможность развивать ребенку речь. Это дает возможность взрослому узнать общий уровень развития ребенка и уровень развитости воображения в частности [8].

Обогащение и усложнение процесса воображения дошкольников является сложным и трудоемким процессом. Для этого необходимо побуждать детей к самостоятельному обращению к своему жизненному опыту, наполнением его через фантазии. Для того чтобы фантазия ребенка проснулась, упражнения и задания должны служить пусковым механизмом, и тогда она начнет сама продуктивно работать. Особый интерес воспитатели должны уделять приемам и способам, которыми использует ребенок при фантазировании. Воспитатель в процессе управления воображением дошкольников должен предлагать разные инновационные технологии и варианты воображаемых ситуаций и по стараться отделить реальные предметы-стимулы от воображаемых образов, делая воображение независимым когнитивным процессом [9].

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, удалось выявить те ресурсы, с помощью которых ТРИЗ технология дает возможность развивать творческое воображение старших дошкольников. Содержимое занятий и упражнений, направленное на создание нового образа; открытый характер заданий, позволяющий направлять воображение на создание чего-то другого и оригинального; интересная и эмоционально вовлекающая творческая деятельность, которая интересна детям; возможность для развития всех психических процессов, позволяет формировать творческие коллективы и сильные творческие личности, способные решать нетривиальные идеи в условиях здоровьесберегающей психологически безопасной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения [10].