Период кризиса среднего возраста приходит с 35 до 50 лет. В этом возрасте наступает переломный этап развития человека, разрушаются стереотипы, происходит переоценка ценностей - все это вызывает чувство тревоги, неуверенности в себе, непонимания того, что нужно делать в той или иной ситуации. Происходящие перемены могут не только отрицательно повлиять на личность, но и сломать её.
В этот переломный момент большое внимание уделяется проблемам нарушения социальной, эмоциональной устойчивости, психологической безопасности.
Именно в этом возрасте происходят важные процессы: изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным или, напротив, отталкивающим.
Кризис середины жизни выражается в переживании чувства неудовлетворенности собой, своими достижениями и результатами, в расхождении между своими идеальными планами и существующей реальностью.
В этот период происходит перестройка сознания и переориентация на новые жизненные цели и ценности. Нередко человек теряет смысл жизни.
Для выхода из кризиса необходимо сменить образ мыслей, обрести новый смысл жизни - в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям.
В исследованиях Ш. Бюллер, П. Жане, Б. Ливерхуд., И.Г. Малкиной-Пых, В. Франкла, Э. Эриксона показана актуальность исследования кризиса среднего возраста, который изучается в отечественной и зарубежной психологии на протяжении десятилетий.
Устойчивая Я-концепция, соответствующая психологическому и физическому возрасту человека позволяет пережить кризис «середины жизни» с наименьшими потерями [1].
Женщины, также, как и мужчины, подвержены кризису «середины жизни».
В этот период жизни женщине становится понятно, что большая часть жизни позади, происходит переосмысление прожитого периода, возможен синдром «опустевшего гнезда», когда дети покидают родительский дом.
Все это происходит на фоне увядания жизненных сил, периода менопаузы, когда организм женщины начинает перестраиваться на снижение половой функции а, следовательно, и сексуальной привлекательности [2, 3, 4] и никак не может быть объяснён однозначно, поскольку зависит от особенностей эмоциональной устойчивости, от тревожности, от индивидуально-типологических особенностей и др. [5, 6, 7, 8].
Исследование Я-концепции женщин среднего возраста проводилось в период с 2013 по 2015 год с использованием комплекса методов: теоретический анализ и обобщение научной литературы, констатирующий эксперимент, беседа, психологическое тестирование.
Выборку составили 24 женщины в возрасте от 36 до 52 лет, процент разведенных и замужних женщин в равных количествах, женщины воспитывают одного или двух детей.
Все испытуемые имеют высшее образование. Процент руководителей высшего и среднего звена от общего числа испытуемых составил 54.
Исследование проводилось на базе Отделения пенсионного фонда Курчатовского района г. Челябинска.
По методике САН (самочувствие, активность, настроение) В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой, М.П. Мирошникова было выявлено, что у большинства женщин (15 человек, 62%) самочувствие с низким показателем - менее 39 единиц.
Лишь 9(38%) испытуемых имеют хорошее самочувствие (более 55 единиц).
Чаще всего женщины давали отрицательные ответы в вопросе, отвечающем за отдых.
Многие женщины даже при высоких показателях самочувствия указывали на необходимость отдохнуть. 6(25%) испытуемых показали в ответах высокую активность с показателями более 56 единиц, 18(75%) женщин показали среднюю активность с показателем 44 единицы.
Хорошее настроение показали 12(50%) участников опроса с показателем более 57 единиц, у 12(50%) женщин выявлено среднее настроение с показателем 45 единиц.
Женщины в блоке «настроение» отмечали все вопросы, то есть эмоции имели и отрицательный, и положительный характер.
Наиболее высокий балл по самочувствию показали женщины в возрасте от 36 до 38 лет, самый высокий балл по активности выявлен у испытуемых от 38 до 43 лет, а по настроению — у женщин в возрасте от 36 до 45 лет, причем процент незамужних женщин выше в этом показателе, чем процент замужних.
Рисунок 1. Результаты исследования самочувствия, активности, настроения женщин среднего возраста по методике САН В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой, М.П. Мирошникова
Анализ результатов исследования по методике «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка позволил выявить четыре базисных состояния женщин (тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность), которые являются доминирующими на определенном этапе времени и дал нам возможность рассмотреть критерии динамики развития, необходимые для формирования положительных установок личности.
Из 24 (100%) испытуемых наименьшую тревожность показали незамужние женщины, из 12(50%) человек с показателем низкой степени тревожности 9(38%) испытуемых - это незамужние женщины.
У 11(45%) человек выявлен средний уровень тревожности, из них 3(13%) замужних женщины. 1(4%) человек показал высокий уровень тревожности (17 баллов).
Это женщина 45 лет, замужем, имеет двоих детей. Женщина с выраженной тревожностью характеризуется неуверенностью, мнительностью, повышенной ответственностью за порученное дело, беспокойством о возможных неудачах, непереносимостью ожидания.
У большего процента опрошенных – 13(54%) человек - высокая самооценка, из них 8 человек — незамужние женщины. 11(46%) человек показали средний уровень фрустрации.
У 3(12%) человек выявлен высокий уровень фрустрации, что говорит о низком уровне самооценки. Это может быть вызвано неудовлетворенностью актуальных потребностей личности.
Женщины с выраженным состоянием фрустрации характеризуются депрессивным поведением, тревожностью, агрессией, которая может быть направлена на себя.
Изучая уровень агрессивности, мы получили следующие результаты: низким уровнем агрессивности обладают 11(46%) человек, из них 9(38%) женщин незамужние. 13(54%) испытуемых показали средний уровень агрессивности, из них замужние составили 9(38%) человек.
Высокий уровень агрессивности не показала ни одна женщина, но было выявлено 3(12%) человека с пограничным показателем агрессивности.
В беседе были выявлены такие качества как завышенная самооценка, стремление к лидерству, неумение прислушиваться к мнению собеседника, желание оставлять за собой последнее слово, мстительность.
По уровню ригидности 7(29%) человек из всех опрошенных показали низкий уровень ригидности, причем это были женщины в возрасте от 42 лет до 45 лет, из них 4 (16%) незамужние женщины. 15 человек (62%) имеют средний уровень ригидности.
Это женщины в возрасте от 36 лет, количество замужних из них 9 (38%) человек. 2 (8%) испытуемых показали высокий уровень ригидности, они обе не замужем.
Состояние ригидности проявляется в психологическом консерватизме и негибкости личности и характеризуется следующими особенностями: инерционность мышления, плохая переключаемость внимания, тенденция планировать свои действия заранее, нежелание менять привычки, привязанность к небольшому кругу старых друзей, упрямство.
Вопросы этой методики группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам. При этом отмечаются периоды повышенной уязвимости женщин повреждающим воздействиям.
Это происходит под влиянием факторов внешней и внутренней среды, стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, повышенной чувствительности к раздражителям.
Различают физиологический и психологический компоненты, которые определяются биологическими или психическими изменениями, происходящими у женщин. Психологический компонент вызывает особый интерес психологов и психотерапевтов. Он представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции .
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки состояний), так и инструкции.
Существенным недостатком этой методики является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым.
Рассмотрим далее результаты исследования по методике «Тест определения самооценки» С.А. Будасси.
4 человека (17%) показали высокий уровень самооценки, это женщины в возрасте от 37 до 45 лет, из них 3 испытуемых (12%) не замужем, 1(4%) - замужем. 13 человек (54%) показали объективную самооценку, из них 7 женщин (29%) замужем, 6(25%) - не замужем.
Низкий уровень самооценки выявлен у 7 человек (29%), из них 3(12%) не замужем, 4 женщины (17%) замужем. 8 из опрошенных женщин (33%) показали результаты, свидетельствующие о том, что самооценка по отрицательным качествам завышена либо занижена. Одна из опрошенных женщин занизила свои положительные качества.
Из положительных качеств были отмечены следующие: жизнерадостность (22 человека, 92%); надежность и трудолюбие (по 19 человек, 79%); аккуратность и заботливость (по 18 человек, 75%); искренность, любознательность, честность (по 17 человек, 71%); настойчивость и терпеливость (по 16 человек, 67%); интеллектуальность, отзывчивость и смелость (по 15 человек, 63%); сострадательность, упорство, обаяние (по 14 человек, 58%); нежность и решительность (по 12 человек, 50%).
Из отрицательных качеств 21 женщина (88%) отметила грубость. Нахальство и завистливость отметили по 20 женщин (83%), вспыльчивость – 19 человек (79%), злопамятность – 18 (75%), трусость – 17 человек (71%), капризность, ленивость, равнодушие отметили по 16 человек (67%), беспечность - 14 человек (58%). Несдержанность отметили 13 человек (54%), мстительность, нервозность, обидчивость - по 12 человек (50%). Примечательно, что ни одна женщина не отметила у себя как плохое качество равнодушие.
По результатам исследования видно, что женщины отмечают в числе положительных качеств социально одобряемые и присущие женщинам качества, в числе отрицательных качеств - социально осуждаемые качества. У женщин-руководителей при исследовании был обнаружен повышенный уровень агрессивности, что свойственно их роду деятельности, а также завышенный уровень самооценки.
В результате констатирующего эксперимента было выявлено 10 женщин (42%) с низкими показателями самооценки и самочувствия, активности и настроения. Эти испытуемые нуждались в психологической помощи.
Эту помощь можно успешно осуществить приёмами танцевально-двигательной психотерапии. Танец всегда был не только составной частью всех культур и применялся в целительных силах, но и выступал как сила, объединяющая общество. Можно сказать, что танцы служат задаче выражения душевного и духовного здоровья этих обществ. До сих пор в племенах аборигенов вместо вопроса «Из какого ты племени»? спрашивают: «Какой танец ты исполняешь»? Наше физическое тело способно передавать состояние человека лучше, чем непосредственное проявление эмоций. Рано или поздно все эмоции накапливаются в теле, либо находят выражение в неврозе или эмоциональном срыве. Прежде, чем совершать необдуманные действия, человеку следует всерьез задуматься об истинных причинах проблемы, прислушаться к своему внутреннему «Я», и танцевально-двигательная психотерапия – одно из лучших и наиболее доступных средств для этого.
Танцевальная терапия осуществляется также в целях личностного развития роста и самосовершенствования. Это занятия для людей, которые могут и не страдать от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В этом случае танец становится способом узнавания себя, своих индивидуальных качеств, возможностью расширить представление о самом себе, найти новые пути самовыражения и взаимодействия с другими людьми.
Для целостности человеческого существования особое значение имеют взаимоотношения тела – духа – психики. Танец – это выражение «духа», он вдохновлен природой. Дух – это жизненный принцип в человеке, это принцип сознательной жизни, это посредник между телом и душой. Все, что может угнетать душу, можно высвободить через тело.
Танцевально-двигательная терапия в нашем случае помогла повысить низкие показатели самооценки, самочувствия, активности и настроения на 60% от данных констатирующего эксперимента.
Таким образом, своевременное исследование Я-концепции женщин в период проживания кризиса среднего возраста, оперативное определение самооценки психических состояний и самооценки самочувствия, активности, настроения помогает выбрать действенные, органичные методы и приёмы психологической помощи.