Значимость проблемы психолого-педагогической поддержки волонтерского движения, реализующего русскоязычные программы в России и за рубежом, состоит в том, то что в процессе названной поддержки почти никак не засчитывается то сочетание эмоциональных отличительных черт, которые устанавливают благополучность обучения, формирование стабильной добровольческой ориентированности любого волонетра. Необходим персональный аспект, а кроме того оптимальное применение инновационных технологий, направленных не только лишь на увеличение степени познаний учащихся, но и на формирование волонтерского самоопределения, т.е. деятельностно-смысловой целостности у будущих и действующих волонтеров.
Самостоятельный выбор деятельности – это «второе рождение человека», поскольку от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье [1].
Психолого-педагогическая поддержка волонтерского движения сопоставима с психолого-педагогической поддержкой профессионального самоопределения. В обоих процессах происходит формирование личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей [2].
Это определение дано сравнительно выработанным в мире (и установленным конкретным человеком) критериев мастерства.
Один индивид полагает, что признаком профессионализма попросту является присущность к специальности либо приобретение специального образования, соответственно, и себе дает оценку по таким критериям, другой человек считает, что аспектом профессионализма является индивидуальный креативный вклад в собственную профессию, обогащение собственной индивидуальности орудиями специальности, в соответствии с этим он по-другому с этой наиболее значительной ступени себя самоопределяет и затем самореализует [3].
Второй аспект гораздо ближе расположен к волонтерскому выбору.
Психолого-педагогическое сопровождение волонтерского самоопределении имеется категория основ, непосредственно связанных (и во многом переплетающихся) с общепедагогическими принципами [4]:
- взаимосвязь волонтерского самоопределения с жизнью, работой, опытным путем, предусматривающей предоставление поддержки волонтеру в подборе его предстоящей деятельности в органичном единстве с нуждами русскоязычных программ в квалифицированных кадрах;
- взаимосвязь волонтерского самоопределения с подготовкой преподавателей русского языка, литературы и истории - это правило, которое предусматривает отличную постановку обучения и преподавания. В отрыве от такой подготовки поддержка обретает особенности абстрактности, призывности, оторванности с практики, от единых проблем профессионального и волонтерского развития личности;
- регулярность и последовательность поддержки гарантирует сама добровольческая деятельность при неотъемлемой преемственности теории и практики;
- различных специалистов (филологов, педагогов, психологов, методистов, самих волонтеров) учитывает плотный контакт согласно оказанию поддержки начинающим волонтерам в подборе способов добровольческой деятельности. При этом подразумевается повышение целенаправленности и координации коллективной работы;
- воспитывающий характер волонтерского самоопределения заключается в потребности реализации психолого-педагогической поддержки в соответствии с вопросами развития личности волонтера, в согласии трудового, экономического высоконравственного, эстетического, правового и физического воспитания;
- связь диагностического и воспитательного подходов к проведению психолого-педагогической поддержки - принцип, предусматривающий неприемлемость противопоставления одного индивидуального расклада другому. Любой из них разрешает собственные проблемы;
- разграниченный и персональный подход к волонтерам в зависимости от возраста и степени сформированности их профессиональных заинтересованностей, от отличий в ценностных ориентациях и актуальных проектов, от степени успеваемости;
- разделение волонтеров согласно группам, дает возможность конкретнее формулировать их ресурсы воздействия, которые находясь результативными в одной группе, имеют все шансы быть безрезультатными в иной. Разделение способствует осуществлению личных ресурсов;
- наилучшая комбинация многочисленных, массовых и личностных технологий психолого-педагогической поддержки волонтеров, удовлетворяющих потребности потребность всех и каждого волонтера;
- соотношение содержания форм и способов волонтерского самоопределения нуждам волонтерского формирования личности и в то же время нуждам района (города, региона) в кадрах конкретных специальностей и необходимой степени квалификации.
Изучив теоретические аспекты и способы проведения психолого-педагогической поддержки [5, 6, 7], мы провели свое исследование, которое проходило в три этапа.
Первый этап – поисково-подготовительный. Проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме волонтерского самоопределения, уточнена тема, сформулирована гипотеза, осуществлен выбор объекта и предмета исследования.
Второй этап – экспериментальный. Проведено тестирование по двум методикам. Первая методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова, вторая методика Анкета «Ориентация» И.Л. Соломина.
Третий этап - контрольно-обобщающий. Проведен качественный и количественный анализ полученных результатов; составлены рекомендации по психолого-педагогической поддержке волонтерского самоопределения.
После проведения с испытуемыми всех запланированных тестов нами были получены следующие результаты.
По первой методике «Дифференциально-диагностический опросник» (Рисунок 1) выявлены склонности волонтеров к разным сферам деятельности. В художественной сфере могут работать 61% волонтеров, с техникой связаны 31%, с людьми готовы взаимодействовать 8%, а с природными и знаковыми профессиями не выявилось ни одного человека.
Рисунок 1. Диагностика профессиональной направленности волонтеров по методике «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова
Таким образом, осуществив психологическую диагностику по методике "ДДО", мы определили, в данном классе преобладают технические профессии (4 ученика) и связанные с художественным потенциалом (8 учеников).
Рисунок 2. Диагностика структуры волонтерского самоопределения волонтеров по Анкете «Ориентация» И.Л. Соломина
По анкете "Ориентация" (Рисунок 2) получены данные, которые говорят о том, что возможности и потребности волонтеров совпадают далеко не везде. В сфере человек-человек преобладают возможности у самого большого числа человек (8), в сфере человек-техника больше потребностей у 4 человек, в сферах человек-художественный образ (3) и человек-природа (2), исполнителями желают быть 5 волонтеров, а работать в творческой сфере могут - 9.
Таким образом, волонтерское самоопределение считается значимым условием самореализации в определенной специальности и в культуре в целом. Непрерывный отбор собственного места в поле специальностей дает возможность личности отыскать сферу работы с целью наиболее успешного своего осуществления. В подборе предстоящей добровольческой деятельности оказывают большое влияние многочисленные характерные черты волонтеров.