Память - сложный психический процесс, который состоит из нескольких частных процессов, которые непосредственно связаны друг с другом. Память очень важна для человека. Ведь именно она позволяет сохранять, накапливать и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе этого процесса.
Исследование памяти является одним из основных направлений в работах отечественных и зарубежных психологов. Изучением данного процесса занимались такие ученые, как Лев Семёнович Выготский, Александр Романович Лурия, Жан Вильям Фриц Пиаже, Сергей Леонидович Рубинштейн, Герман Эббингауз и другие. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, закрепляются, сохраняются, а при возможности и необходимости – отражаются. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память находится в базе возможностей человека, также считается условием получения знаний, научения, развития навыков и умений. Без памяти нереально представить нормальное развитие ни общества, ни личности. Совершенствованию памяти позволило человеку отделиться от животного мира и достичь тех высот, на которых он пребывает в данное время. Безусловно и последующее развитие людей в отсутствии непрерывного усовершенствования данной функции немыслимо [1].
Данный психический процесс возможно предопределить как умение к получению, сохранению и воссозданию жизненного опыта. Различные инстинкты, врожденные и приобретенные навыки поведения можно определить, как навыки, которые передаются по наследству или приобретаются в процессе индивидуального жизненного опыта. В отсутствии его непрерывного обновления и воспроизводства подобного навыка в оптимальных обстоятельствах живые организмы никак не сумели бы приспособиться к нынешним стремительно меняющимся действиям существования. Если не помнить о том, что с ним было, организм просто не смог бы стремится к совершенству далее, так как то, что он приобрел, не с чем было бы сравнивать и оно бы невозвратимо утратилось.
Память считается одной из тех многих сфер психической деятельности, которая изучена достаточно хорошо. Исследованию её отличительных черт, элементов, факторов забывания, методов запоминания и многому другому отдано колоссальное число трудов в мире. При изучении памяти в 1880-ые годы 19-го века ученый Г. Эббингауз внес в психологию экспериментальные методы исследования. Об исследовании аспектов памяти написаны работы многих российских психологов - Л.С. Выготского, П.И. Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия, А.А.Смирнова и других [2].
В свойствах памяти выявляется умение психики постоянно собирать данные , а так же их модифицировать. Данное умение содержит в себе универсальный характер, который охватывает все без исключения области и этапы психологической деятельности и способно во многих случаях реализовываться автоматически, бессознательно.
В связи с методами сохранения использованного материала выделяют оперативную, кратковременную, мгновенную, генетическую и долговременную память.
В связи с доминирующим анализатором в ходе функционирования памяти выделяют слуховую, зрительную, двигательную, обонятельную, осязательную, эмоциональную, вкусовую и другие виды памяти. По характеру участия воли в процессе запоминания и воссоздания использованного материала делят на непроизвольную и произвольную [3].
Равно как и все без исключения процессы, процесс памяти изменяется в связи с общим развитием ребёнка. К такому числу подобных изменений относят, прежде всего, рост объёма памяти и увеличение скорости заучивания. При потребности запомнить один и тот же материал маленький ребёнок тратит больше повторений и времени, чем дети постарше, а они в свою очередь тратят времени больше чем взрослые.
В начале своего обучения младший школьник лучше воспринимает наглядный материал: изображение людей, предметов, объекты, окружающие ребенка и с которыми происходит прямое взаимодействие, длительность запоминания выше перечисленного материала больше, нежели усвоение словесного.
В случае если затронуть тему закономерности словесного материала, то на всём протяжении младшего возраста дети лучше запоминают такие слова, которые означают конкретно обозначенный материал, чем слова, обозначающие абстрактный материал. Учащиеся хранят в памяти такой конкретный вид информации, который фиксируется в памяти с опорой на наглядный пример, являющийся важным в понимании того, что запоминается. Похуже запоминают ту конкретную информацию, которая не имеет опоры на наглядный образ, например, названия по географии, не связанные с географической картой, описания и не считается значимым при усвоении того, что запоминается.
Конкретно-образный вид данного процесса школьников выражается и в том, что дети управляются с подобными тяжелыми приёмами запоминания, как разделение на части текста, сопоставление, в случае если присутствует опора на иллюстрации и наглядность. Младшим школьникам легко поддается действие обобщения, то есть акцентирование нескольких единых признаков различных предметов. Свободно овладевают дети этого возраста и систематизацией. Непроизвольное запоминание не прекращает исполнять значительную роль в накоплении навыка у младших школьников, а особенно в обстоятельствах их интенсивной деятельности.
В данном возрасте предпочтительное значение содержит наглядно-образная память. Эта специфика младших школьников обуславливается своеобразием психических процессов, и в первую очередь мышления. Ребята этого возраста приобретают навыки определять причинно-следственные связи и взаимоотношения между предметами и действиями, мыслить логически, однако имеют возможность делать это лишь по отношению к образно представляемым связям. Мышление младших школьников обозначается как конкретно-образное, что предопределяет нужду в точном формировании передачи материала посредством опыта.
Наглядно-образный тип памяти и ориентированность именно на точное усвоение того, что подразумевается педагогом приводит к таким особенностям памяти, как буквальность, то есть дословное воспроизведение того, что запомнилось. Точность памяти младших школьников проявляется в воспроизведении текстов. Точность запоминания обогащает активный лексический резерв ребёнка: может помочь освоить научные определения, формирует литературно оформленную речь. Уже к 3ему классу у ребят обнаруживаются «собственные слова», когда они воспроизводят материал. Точность воспроизведения материала так же считается признаком произвольности памяти. Однако являясь положительной особенностью памяти, точность запоминания уже к окончанию начальной школы начинает мешать творческому развитию памяти и результатом этого бывает то, что она затрудняет умственное развитие ребёнка. Поэтому, начиная с первого класса, следует наравне с учётом этой особенности памяти обучать детей логически запоминать, материал, учить акцентироваться на основном [4].
Основной деятельностью детей младшего школьного возраста является конечно же, учебная деятельность. Термином «учебная деятельность» общепринято называть один из видов воспроизводящей деятельности детей. Ключевые различия учебной деятельности, отличающие ее от остальных видов деятельности, состоит в том, что она преднамеренно ориентирована на выполнение учебных задач и освоение учебного материала, в ней осваиваются единые способы действий и научные понятия и в ходе этой работы общие способы действия предваряют решение задач. Развитие учебной деятельности младших школьников сопряжено со значимым повышением идейно-теоретического уровня учебно-воспитательного процесса в начальной школе и содействуют формированию у них самостоятельного творческого мышления. Необходимость в учебной деятельности стимулирует учащихся к усвоению теоретических знаний, а мотивы в свою очередь — к усвоению способов их воспроизводства посредством учебных действий, которые направленны на решение учебных задач. Такие ключевые особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста [5].
Успеваемость – это уровень благополучного освоения знаний, навыков и умений, которые определены конкретной учебной программой, с точки зрения их глубины, полноты и прочности она обретает собственное представление в оценочных баллах. Сравнительные сведения отметок по отдельным предметам характеризуют успеваемость по циклу предметов, по каждому учебному предмету, по образовательному учреждению в целом. Значительная успеваемость достигается средств и воспитательных мер, системой дидактических методов.
Успеваемость обуславливается психологическими характеристиками познавательных процессов. Это восприятие, ощущение, мышление, воображение, а также память.
Память считается одной из важнейших познавательных функций. Она создает условия для обучения и развития. Память находится в основе развития эмоциональных реакций, мышления, речи, творческих процессов, двигательных навыков. Память содержит в себе ряд сложных процессов, таких как воспроизведение и забывание, сохранение, запоминание, которые имею ряд особенностей [6].
Актуальность исследования памяти определена тем, что память лежит в базе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. В отсутствии памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек отделился от животного царства и достигнул тех высот, на которых он сейчас находится. Безусловно и последующий развитие человека без непрерывного усовершенствования данной функции немыслимы.
В данный период времени в науке не существует единой теории памяти. По этой причине исследование функционирования памяти в ходе обучения остается одной из основных проблем психологии.
Актуальность проблемы заключается кроме того и в том, что в практике школьного преподавания не проявляется должного интереса на формирование у школьников рациональных и адекватных приёмов и способов запоминания, по этой причине, выходя из стен начальной школы, высокое количество учеников оказываются не подготовлены к серьёзному умственному труду. Данные обстоятельства установили подбор темы исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование взаимосвязи типов памяти и успеваемости младших школьников.
Объект исследования: память младших школьников.
Предмет исследования: исследование взаимосвязи типов памяти и успеваемости младших школьников.
Гипотеза исследования: тип памяти младшего школьника коррелирует с показателями успеваемости.
Задачи исследования:
1.Проанализировать понятие «память» в психолого-педагогической литературе.
2.Выявить особенности памяти в младшем школьном возрасте.
3.Теоретически обосновать взаимосвязь типов памяти и успеваемости младших школьников.
4. Охарактеризовать этапы, методы и методики исследования.
5.Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы);
2.Эмпирические: констатирующий эксперимент; тестирование по методикам: «Преобладающий тип памяти», «Изучение оперативной слуховой памяти» и «Образная память».
3.Метод математической статистики: параметрический критерий корреляции Пирсона.
В исследовании были использованы следующие методы и методики: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогического исследования); эмпирические: констатирующий эксперимент; тестирование по методикам: «Преобладающий тип памяти», «Изучение оперативной слуховой памяти» и «Образная память»; метод параметрической статистики: критерий корреляции Пирсона.
Изучение типов памяти началось с определения преобладающего типа памяти с помощью методики «Преобладающий тип памяти», в результате чего было выяснено, что доминирующим является зрительный тип.
По методике «Изучение оперативной слуховой памяти» выяснилось, что у 50%(14 чел.) высокий уровень оперативной слуховой памяти, у 36%(10чел)-средний уровень, а 14%(4 чел) учащихся имеют низкий уровень слуховой памяти.
По методике «Образная память» выявлено, что у 82 % (23 чел.) высокий уровень образной памяти, у 11% (3 чел.)-средний уровень, а низкий уровень у 7%(2 чел.).
С целью проверки гипотезы исследования был проведен корреляционный анализ Пирсона. С помощью данного анализа выявлена положительная корреляция между успеваемостью и зрительным типом памяти. Это обусловлено тем, что в младшем школьном возрасте преобладает данный тип памяти. Дети младшего школьного возраста лучше запоминают материал, если перед ними находится наглядность, так как все еще преобладает наглядно-образное мышление, поэтому наглядность в начальных классах имеет такое большое значение. В этом возрасте зрительная память продолжает активно развиваться, и данный возраст является сенситивным для ее развития и тренировки.
Положительная взаимосвязь так же выявлена между успеваемостью и моторно-слуховой памятью. Так как для детей младшего школьного возраста характерно легкое запоминание движения и все то, что с ними связано.
Так же взаимосвязь прослеживается между успеваемостью и слуховым типом памяти. Потому что слуховая память детей данного возраста является новым способом запечатления, сохранение и воспроизведения информации.
Значимой корреляции между успеваемостью и комбинированным типом памяти не выявлено. Это обусловлено тем, что память в младшем школьном возрасте находится на начальной стадии развития.
Анализ результатов показывает, что в большей степени успеваемость детей младшего школьного возраста находится в корреляционной зависимости со зрительным типом памяти.
Корреляция между типами памяти и успеваемостью младших школьников положительная. Данное положение нашло свое подтверждение в теоретических источниках и в ходе проведения практической работы. Нами эмпирически было установлено, что корреляция между типами памяти младшего школьника и показателями успеваемости положительная. Цель, определенная в работе, достигнута и гипотеза доказана.