Психологическая защита - это система гомеостаза личности, обеспечивающая ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сохранение психологического комфорта.
Применение психологической защиты в проблемной ситуации позволяет преодолеть эмоциональное напряжение, предупредить дезорганизацию поведения, адаптироваться к новым социально-психологическим условиям, но в то же время привести к личностной стагнации, состоянию перманентного конфликта, дезорганизации поведения, поэтому различают ее деструктивные и конструктивные формы.
Психологическая защита личности обеспечивается действием защитных механизмов и стратегий копинг-поведения. Защитные механизмы включаются, преимущественно, бессознательно, обеспечивают восстановление стабильного эмоционального состояния в проблемной ситуации. Стратегии копинг-поведения представляют собой сознательные и целенаправленные действия по разрешению трудностей. Вместе они представляют собой взаимосвязанные друг с другом, пассивные и активные формы адаптационных процессов и реагирования индивида на стрессовые ситуации [1, 2].
Анализ научных исследований позволил определить, что психологическая защита является конструктивной, если ее проявления представлены разнообразными механизмами и стратегиями; базируются на деятельности психических процессов мышления и воображения; осознаны; соответствуют общественным ожиданиям и правилам; контролируются рефлексией; обеспечивают внешнюю социально-психологическую адаптированность и удовлетворительное решение индивидом жизненных задач.
Применение метода моделирования позволило выявить три уровня конструктивной психологической защиты:
- Стихийный - спонтанное проявление психологической защиты личности в проблемной ситуации.
- · Эмпирический – характеризуется проявлением самоконтроля в защитных проявлениях личности на основе самопознания и саморазвития.
- Теоретический – предполагает целенаправленной и осознанное применение способов психологической защиты в проблемных ситуациях на основе рефлексии и психологических знаний (предполагает профессиональое взаимодействие с людьми).
Переход на новый уровень функционирования психологической защиты связан с процессами личностного и профессионального роста, может быть спонтанным, а также специально организованным.
Становление знаний, умений и профессиональных действий в процессе вузовского обучения включает несколько этапов, определяемых динамикой реализации образовательных программ и формирования социокультурных компетенций студентов.
Включение студента в процесс профессионального обучения приводит к осознанию недостаточной неэффективности усвоенных в школе форм учебной деятельности в ситуации вузовского обучения. При устойчивой трансляции школьного опыта студент достигает необходимых учебных результатов путем большого напряжения своих энергетических возможностей [3, 4, 5, 6, 7].
Содержание профессионального обучения студента второго курса требует разработки и реализации новых форм и технологий учебно-познавательной деятельности, что обеспечит успех в обучении на третьем курсе.
Содержание профессионального обучения студентов четвертого курса характеризуется изменением направленности учебной деятельности: из академической она становится учебно-профессиональной. Это фиксируется в ходе производственной практики, в рамках которой студенты сталкиваются не с учебно-познавательными, а с трудовыми задачами, необходимостью проявления профессиональной идентичности.
Таким образом, первый и четвертый курсы вузовского обучения являются наиболее кризисными в развитии личности студента. Противоречие первого года обучения заключается в реорганизации и оптимизации способов учебной деятельности. Трудности четвертого курса обусловлены необходимостью, перенести, имеющиеся в арсенале личного опыта студента учебные действия, в реальную ситуацию профессиональной деятельности. Следовательно, для студентов-волонтеров первого и четвертого курса формирование конструктивных способов психологической защиты является наиболее актуальным. Поэтому была разработана программа формирования конструктивной психологической защиты.
Программа формирования конструктивной психологической защиты была реализована в рамках курса по выбору «Психологическая защита личности». Курс был проведен в группах студентов-волонтеров 1 и 4 курса факультета психологии.
Содержание курса содержит три блока: диагностический, теоретический и технологический.
Первый блок – диагностический представляет собой специально организованный процесс самопознания, направленный на выявление и рефлексию студентами отдельных сторон своей личности.
Реализация диагностического блока проводилась в ходе курса дважды: входной и выходной контроль элементов системы психологической защиты студентов-волонтеров психологов.
Были использованы методики:
- · опросник Плутчика-Келермана-Конте - определение общей напряженности механизмов психологической защиты;
- · индикатор копинг-стратегий Д.Амирхана - оценка внешних действий по преодолению трудностей;
- · личностный дифференциал - уровень самооценки, самоконтроля, активности как показателей эффективности функционирования психологической защиты.
После проведения психодиагностического обследования студенты были ознакомлены с его результатами, обсуждались общие тенденции и рекомендации по выбору конструктивных способов защиты и копинг-поведения в трудных ситуациях.
Во втором, теоретическом блоке, изучались научные подходы к исследованию проблемы психологической защиты, в рамках которых формируется представление о данном феномене как активном, осознанном процессе, направленном на сохранение целостности личности и реализацию заложенного в ней потенциала [8, 9, 10].
Были использованы следующие формы взаимодействия со студентами: лекции, семинарские занятия, индивидуальные консультации, групповые консультации.
Целью изучения темы «Введение в теорию психологической защиты» являлось развитие теоретических представлений студентов-волонтеров о феномене психологической защиты.
В рамках темы раскрывалась информация по истории исследования психологической защиты, современные представления о психологической защите в отечественной и зарубежной психологии.
Программа формирования конструктивной психологической защиты студентов-волонтеров 1 курса факультета психологии осуществлялась в процессе реализации курса по выбору. Обсудим произошедшие изменения системы психологической защиты первокурсников, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение механизмов психологической защиты в ЭГ-1 студентов-волонтеров – психологов 1 курса
Согласно среднегрупповому профилю студентов-волонтеров первого курса в результате экспериментального воздействия произошли количественные изменения напряженности всех механизмов психологической защиты. Наибольшие эмпирические изменения произошли в частоте использования механизмов «вытеснение» (Δ-15%), «отрицание» (Δ-14%), «проекция» (Δ-12%). Названные механизмы относятся к группе примитивных, поэтому снижение напряженности их функционирования указывает на применение высших психических процессов мышления и воображения для анализа проблемной ситуации.
Напряженность зрелых механизмов психологической защиты «компенсация» (Δ-6%), «гиперкомпенсация» (Δ-3%), «рационализация» (Δ-1%) возросла, но менее интенсивно.
Статистическая обработка результатов экспериментального исследования по формированию конструктивных способов психологической защиты студентов-волонтеров проводилась с помощью Т-критерия Вилкоксона. Выявлены статистически значимые изменения в применении механизмов психологической защиты: вытеснение, регрессия, отрицание, компенсация, гиперкомпенсация (табл.1).
Таблица 1
Эмпирические значения критерия Вилкоксона, при сопоставлении напряженности механизмов психологической защиты студентов-волонтеров 1 курса до и после формирующего взаимодействия
Механизмы психологической защиты |
Вытеснение |
Регрессия |
Замещение |
Отрицание |
Проекция |
Компенсация |
Гиперкомпенсация |
Рационализация |
ОНПЗ |
Т эмп. |
9,5* |
8* |
26 |
15,5 |
41,5 |
18 |
21 |
34,5 |
36,5 |
Примечание: 1,11 – критическое значение на уровне значимости 0,05
1,11* - критическое значение на уровне значимости 0,01
Т эмп. - эмпирическое значение критерия Вилкоксона
ОНПЗ – общая напряженность психологических защит
Напряженность примитивного механизма защиты «вытеснение» студентов-волонтеров первого курса достоверно уменьшилась, что указывает на снижение склонности забывать, удалять из сферы сознания тревожную информацию.
По снижению напряженности функционирования примитивного механизма «регрессия» можно судить о менее частом употреблении инфантильных форм поведения в разрешении трудностей.
Напряженность механизмов «замещение», «проекция» статистически значимо не изменилась, возможно это связано с возрастными особенностями студентов-волонтеров и профилем их обучения, и подтверждается в литературных источниках, других научных исследованиях.
Напряженность функционирования механизма «отрицание» снизилась, и вызвала уменьшение направленности к неприятию, игнорированию трудностей.
Увеличение напряженности применения механизмов «компенсация», «гиперкомпенсация» говорит о усилении когнитивного анализа трудностей, поиске возможных вариантов их преодоления.
Статистически значимых изменений в общей напряженности психологической защиты не выявлено. Следовательно, средняя интенсивность функционирования механизмов защиты осталась на прежнем, высоком уровне. Снижение частоты использования примитивных механизмов, и возрастание напряженности зрелых позволяет утверждать о эффективном влиянии произведенных в эксперименте воздействий на систему психологической защиты личности студентов-волонтеров.