В системе основного общего образования Российской Федерации формируется психолого-педагогическое сопровождение – особая культура поддержки и помощи личности ребенка в образовательном процессе.
В настоящее время термин «психолого-педагогическое сопровождение» используется применительно к проблемам организации обучения и воспитания в контексте модернизации образования.
Большую роль начинают играть представления о психолого-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности психолога, направленной на организацию социально-психологических условий успешного обучения и психологического развития ребенка в различных ситуациях школьного взаимодействия в процессе ориентации на зону ближайшего развития ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи ребенку в образовательном процессе, технологией, направленной на оказание помощи на той или иной стадии развития в решении или предупреждении возникающих проблем [1].
Специалисты сближают понятие «сопровождение» с понятием поддержки и отмечают, что технологии сопровождения позволяют проводить анализ социальной ситуации развития ребенка, его ближайшего окружения, диагностировать уровень его психического развития, применять активные групповые методы работы, методы активного-социально-психологического обучения, а также индивидуальную работу с обучающимися, родителями, педагогами. Система сопровождения выросла из практики и ориентирована на практику [2].
Л.М. Шипицына трактует сопровождение как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Под субъектом развития при этом понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся психолого-педагогическая система. С точки зрения автора, сопровождение является комплексным методом, в основе которого лежит единство взаимодействия специалиста и сопровождаемого. А процесс сопровождения - это взаимодействие психолога, педагога, медика и обучающихся, результатом которого является помощь в разрешении проблем личностного развития. Кроме того, психологическое сопровождение представляет собой своего рода модель организации психологической службы в образовании и является отражением на практике системы теоретических представлений о деятельности школьного психолога [3].
Цель психолого-педагогического сопровождения личности ребенка связана с государственным заказом на результаты образовательного процесса в школе в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и потребностями субъектов образовательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются с помощью методов психолого-педагогической диагностики [4, 5]. На основе полученных психодиагностических данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения личности ребенка.
Основным принципом психолого-педагогического сопровождения является ценность личного выбора человека и его самоопределения в значимых жизненных ситуациях.
В психолого-педагогической науке и практике названы следующие задачи основные психолого-педагогического сопровождения [6-13]:
- Мониторинг динамики психологического развития и психолого-педагогического статуса обучающегося.
- Разработка индивидуальной образовательной траектории на основе формирования устойчивой учебной мотивации ребенка в соответствии с требованиями ФГОС.
- Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению.
- Создание психолого-педагогических условий для развития детей, имеющих особые образовательные потребности.
- Оказание психолого-педагогической помощи родителям обучающихся.
- Оказание психолого-педагогической поддержки педагогам.
Функции сопровождения систематизированы по трем группам:
- Информационная функция состоит в информировании субъектов образовательного процесса о формах и методах сопровождения.
- Направляющая функция обеспечивает согласование деятельности всех заинтересованных в сопровождении субъектов образовательного процесса для координации их действий.
- Развивающая функция задает направление всем участвующим в системе сопровождения службам. Она обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, дефектолога, при этом педагогические работники используют в своей практике развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие занятия с обучающимися.
Ведущей идеей психолого-педагогического сопровождения личности ученые называют осознание специалистами важности самостоятельности ребенка в решении проблем его собственного развития.
Концептуальные составляющие психолого-педагогического сопровождения:
- систематический мониторинг динамики психического развития ребенка и его психолого-педагогического статуса;
- социально-психологические условия развития личности учащихся и их успешного обучения;
- специальные социально-психологические условия оказания помощи детям, имеющим особые образовательные потребности.
Психолого-педагогическое сопровождение личности ребенка в образовательном процессе реализовывается в соответствии со следующими принципами:
- Базовым принципом является соблюдение интересов ребенка. Специалисту системы сопровождения необходимо решать каждую проблемную ситуацию с пользой для ребенка. Успешность помощи ребенку зачастую зависит от ряда специалистов или от того, как взаимодействуют специалист и родитель. Это означает также взаимодействие специалистов, использование научных методов исследования, коррекции и развития, что позволяет получить оптимальные результаты.
- Принцип непрерывности, гарантирующий ребенку непрерывное сопровождение как на всех уровнях образования, так и на всех этапах помощи в решении проблемы. Кроме того, этот принцип означает, что дети группы риска также будут обеспечены непрерывным сопровождением.
- Принцип системности сопровождения. Системное проектирование сопровождения осуществляется по ряду направлений: разработка и реализация программ развития образовательных систем, проектирование новых типов образовательных учреждений, создание профилактических и коррекционно-развивающих программ. Этот принцип реализуется через единство диагностики, коррекции и развития.
На разных уровнях образования решаются соответствующие задачи психолого-педагогического сопровождения личности (Таблица 1).
Таблица 1
Содержание психолого-педагогического сопровождения личности на разных уровнях образования
Уровень образования |
Содержание сопровождения |
Начальная школа |
Диагностика готовности к обучению в школе. Обеспечение адаптации к школе. Формирование познавательной и учебной мотивации. Развитие творческих способностей. Развитие самостоятельности и самоорганизации. |
Основная школа |
Помощь в адаптации к новым условиям обучения в основной школе. Помощь в решении проблем личностного развития, социализации, самоопределения и саморазвития. Помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками. Превенция девиантного поведения, наркозависимости, профилактика неврозов |
Старшая школа |
Поддержка в профессиональной ориентации и самоопределении. Поддержка в решении ценностно-смысловых проблем. Развитие социальных компетенций. Развитие способности к целеполаганию. Профилактика девиантного поведения |
В соответствии с психологическими особенностями развития ребенка, структурой образовательной системы и требованиями ФГОС определены направления психолого-педагогического сопровождения личности ребенка, реализуемые на всех уровнях образования:
- Психолого-педагогическая диагностика обучающихся.
- Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся.
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, входящих в «группу риска».
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса.
- Выявление и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.
- Дифференциация и индивидуализация обучения.
- Сохранение и укрепление психического здоровья.
- Выявление одарённых детей и их поддержка.
- Обеспечение осознанного выбора будущей профессии.
Кроме того, выявлены уровни психолого-педагогического сопровождения (индивидуальное, групповое; на уровне класса, на уровне школы) и формы сопровождения (диагностика, консультирование, профилактика, просвещение, коррекционно-развивающая работа) [4].
Психолого-педагогическое сопровождение включает в своё содержание особенные компоненты (таблица 2).
Таблица 2
Содержание психолого-педагогического сопровождения
Компоненты |
Содержание компонентов сопровождения |
Психолого-педагогические условия |
Выявление и учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционно-развивающая направленность всего образовательного процесса. Применение современных образовательных технологий. Создание комфортного социально-психологического климата. |
Дифференцированные условия |
Оптимальные учебные нагрузки.
|
Здоровьесберегающие условия |
Сохранение физического и психического здоровья. Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм. Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок обучающихся. |
Специализированные условия |
Учет особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Дифференциация и индивидуализация обучения. Комплексное коррекционно-развивающее воздействие, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях. |
Проведенный анализ позволил выявить поле проблем психолого-педагогического сопровождения личности ребенка в образовательном процессе в современных условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.
Первая проблема связана с теми затруднениями, которые возникают в процессе психолого-педагогического сопровождения при реализации ФГОС, в их числе: сниженная мотивация у учителей; недостаточное использование в работе данных психолого-педагогической диагностики детей; низкий уровень соответствующих компетенций; etc.
Разрешение затруднений проходит успешнее в условиях реализации в образовательных организациях, осваивающих ФГОС, таких мер, как:
- информационная поддержка (формирование банка диагностических материалов, создание проектов, организация научной деятельности).
- повышение квалификации (методические семинары, психологические тренинги, методическая поддержка учебного процесса, конференции различных уровней).
Вторая проблема возникла в связи с тем, что ФГОС предполагает учет индивидуальных характеристик каждого обучающегося (возрастных, психологических, физиологических) с разработкой индивидуальных траекторий развития. Следствием этого является совместная деятельность специалистов системы образования (педагога, психолога, дефектолога, медика, социального педагога) и родителей, что должно привести к возникновению координационных центров, осуществляющих это взаимодействие. Такую деятельность может осуществлять тьютор. Если в школе обучаются дети с особыми образовательными потребностями, его роль представляется особенно важной.
Третью проблему создают особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, специалисты школы должны обладать высоким уровнем соответствующих компетенций.
Таким образом, сущность психолого-педагогического сопровождения личности ребенка в образовательном процессе заключается в создании социально-психологических условий личностного развития ребенка и его успешного обучения, в том числе формирование характеристик личности, отвечающих требованиям новых образовательных стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивой учебной мотивации, а также для психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.