South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russia
Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Russia";
the Open European-Asian Research Analytics Championship;
УДК 159.91
В работе представлены некоторые векторы возможного поведения одаренных подростков 14-15 лет. Использованы Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел); Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной); Тест Многофакторный личностный опросник MMPI «Мини-мульт»; Тест школьной тревожности Б. Филлипса; проведен сравнительный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Сделан вывод о том, что одаренность подростков проявляются не в отклоняющемся поведении, а в направленности на мотивацию достижения успеха, самосовершенствования и саморазвития.
Ключевые слова: подростки, одаренность, отклоняющееся поведение, поведение в конфликте, школьная тревожность, мотивация достижения, индивидуально-психологические особенности.
The paper presents some of the possible behavior of the vectors of gifted adolescents 14-15 years. The methodology used to diagnosis propensity for deviant behavior (A.N. Orel); Test description of the behavior of K. Thomas (adaptation Grishina N.V.); Multivariate Test Personality Inventory MMPI «Mini cartoon"; Test B. Phillips school anxiety; A comparative analysis using Spearman's rank correlation coefficient. It is concluded that gifted adolescents appear not deviant behavior, and focus on the motivation of success, self-improvement and self-development.
Keywords: adolescents, talent, aberrant behavior, behavior in conflicts, school anxiety, achievement motivation, individual psychological characteristics.
Актуальность
Сегодня исключительную актуальность приобретает изучение одаренности школьников, и основные теоретические аспекты её сущности уже раскрыты в трудах Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, А.М. Матюшкина, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, М.А. Холодной, В.Д. Шадрикова, etc. В работах А.И. Савенкова, Д.В. Ушакова, Дж. Рензулли, Р. Стернберга, etc. Обоснованы структурные компоненты одаренности. Личностные особенности одаренного школьника в качестве предмета своих исследований выбрали Ю.Д. Бабаева, И.С. Кон, Н.С. Лейтес, В.И. Панов, А.И. Савенков, Д.В. Ушаков, Е.И. Щебланова, В.С. Юркевич, etc.
Несмотря на столь выраженный научный интерес к феномену «одаренность», недостаточно изученной осталась проблема возможных отклонений в поведении одаренных школьников. Сегодня в доступной нам литературе на платформе eLIBRARY.RU прикреплены работы, в которых отражены сущность и структура психолого-педагогического развития, сопровождения и поддержки одарённого ребёнка в общеобразовательной школе [1, 5, 6, 13]; психологические аспекты профессионального самоопределения и профессионального выбора интеллектуально одарённых школьников [1]; предупреждение отклонений в нравственном поведении одарённых школьников [3, 4]; адаптивные особенности в школьной социальной среде учащихся гимназий и лицеев [7, 8]; клинико-психологические, личностные и поведенческие характеристики подростков [10, 11]; социализация одаренных детей в образовательных школах [12, 14]. И почти нет исследований с выводами и рекомендациями относительно склонности одаренных подростков к соблюдению социальных норм, к агрессии и насилию, к отклоняющемуся поведению и поведению в конфликте.
Материалы и методы
В нашем исследовании приняли участие 25 девятиклассников в возрасте 14-15 лет, которые принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах и турнирах различного уровня, эти школьники посещают различные факультативы и/или спортивные секции, занимаются в музыкальных школах. У основной их части сформирована мотивация на достижение успеха; основными мотивами учения являются мотивы самоутверждения, самосовершенствования, саморазвития; мотив саморазвития дополняется стремлением к материальному достатку, благополучию, способности самостоятельно в будущей жизни обеспечить свое благосостояние.
Результаты и обсуждение
Результаты, полученные по Методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел), представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
(по методике СОП).
1. Шкала установки на социально-желательныеответы. 2. Шкала склонности к преодолению норм правил. 3. Шкала склонности к аддиктивному поведению. 4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. 5. Шкала склонности к агрессии и насилию. 6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций. 7. Шкала склонности к делинквентному поведению.
Как видно из рисунка 1, по методике СОП, что 33% в количестве 5 человек показали высокие показатели по 1 шкале. Это свидетельствует о тенденции испытуемых демонстрировать строгое соблюдение социальных норм. По шкале 2 склонности к нарушению норм и правил 13% учащихся в количестве 2-х человек могут идти в разрез социальным нормам и правилам. В 3 шкале склонности к аддиктивному поведению 18% испытуемых в количестве 3-х человек предрасположены к употреблению наркотических веществ. 18% испытуемых в количестве 3-х человек по 4 шкале склонны к риску и причинению себе вреда. По 5 шкале - 13% испытуемых в количестве 2-х человек склонны к агрессии и насилию во взаимодействии с другими людьми. По 6 шкале волевого контроля эмоциональных реакций 5%, то есть 1 человек не способен контролировать свои эмоциональные реакции. По 7 шкале – склонности к проявлению делинквентного поведения 0% среди испытуемых. Можно сделать вывод о том, что одаренные подростки не склонны к отклоняющемуся поведению, они строго соблюдают социальные нормы, у них наблюдается высокий уровень социального контроля.
По данным рисунка 2 по тесту описания поведения в конфликте К. Томаса можно сделать вывод о том, что сотрудничество как самый эффективный способ поведения присущ наименьшему количеству испытуемых (5%).
Рис. 2. Результаты диагностики (по тесту описания поведения К. Томаса).
В конфликтных ситуациях подростки выбирают наименее продуктивный способ поведения, такой как соперничество (41%).
34% испытуемых регулируют конфликт с помощью компромисса, как способа соглашения между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
Для 13% обследованных характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
7% испытуемых приносят в жертву собственные интересы ради интересов другого.
Таким образом, подростки склонны к активной борьбе за свои интересы, стремятся занять лидирующее положение, это связано в первую очередь с мотивацией достижения успеха в области учения. Так как именно такой способ поведения выбрали именно те подростки, которые участвуют в различных олимпиадах и турнирах.
Результаты диагностики индивидуально-психологических особенностей одаренных подростков по методике MMPI «Мини-мульт» представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты диагностики индивидуально-психологических особенностей (по методике MMPI «Мини-мульт»).
1 – ипохондрии, 2 – депрессии, 3 – истерии, 4 – психопатии, 5 – параноидальности, 6 – психастении, 7– шизоидности, 8 – гипомании.
По рис. 3. видно, что 11% испытуемых показали высокие результаты по 4 шкале, это свидетельствуют о том, что эти подростки агрессивны, конфликтны, пренебрегают социальными нормами и ценностями. Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны. 56% испытуемых показали высокие результаты по 8 шкале, они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Любят работу с частыми переменами. Так как подростковый возраст характерен повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью, то высокие показатели по этим шкалам является статистической нормой.
22% испытуемых показали высокие результаты по 5 шкале, что говорит о склонности к формированию «сверхценных идей». Подростки агрессивны, злопамятны. Собственные неудачи переоценивают.
По 6 шкале – 11% испытуемым свойственна тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения. По шкалам 1, 2, 3, 7 высоких показателей среди испытуемых не выявлено, это связано в первую очередь с личностными особенностями учащихся.
Тревожность
Рис. 4. Результаты диагностики тревожности по тесту Филлипса
1 шкала – Общая тревожность в целом. 2 шкала - Переживание социального стресса. 3 шкала - Фрустрация потребностей в достижении успеха. 4 шкала - Страх самовыражения. 5 шкала - Страх ситуации проверки знаний. 6 шкала - Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. 7 шкала - Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. 8 шкала - Проблемы и страхи в отношении с учителями.
Из рис. 4 по тесту Филипса видно, что очень высокие показатели по 5 шкале – страх ситуации проверки знаний (8%), по 6 шкале – страх не соответствовать ожиданиям окружающих (12%), по 7 шкале – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (8%), по 8 шкале – проблемы и страхи в отношении с учителями (12%).
Высокие показатели выявились по следующим шкалам: 6 шкала – страх не соответствовать ожиданиям окружающих (36%), переживание социального стресса по 2 шкале (13%), страх ситуации проверки знаний по 5 шкале (12%), проблемы и страхи в отношении с взрослыми в школе по 8 шкале (12%), а также фрустрация потребности в достижении успеха по 3 шкале (8%). По 4 шкале (12%) школьников испытывают негативные переживания в ситуациях, предполагающих самораскрыть или предъявить себя другим, что говорит о неблагоприятной педагогической ситуации, которая провоцируют развитие страха самовыражения.
Таким образом, подростки боятся не соответствовать ожиданиям окружающих, это говорит о том, что учащиеся боятся негативных оценок со стороны окружающих: учителей, родителей и знакомых.
Подтвердим наши выводы математически, с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Н0 – связь между методиками достоверна. Одаренность подростков влияет на проявление отклонений в поведении.
Н1 – связь между методиками не достоверна. Одаренность подростков не влияют на проявление отклонений в поведении.
Для подсчета эмпирического значения rS используем формулу:
Определяем критическое значение rs, при N = 25.
H1 – принимается, так как rs эмп. <rs кр., (p ≤ 0,05), связь не достоверна.
По результатам сравнительного анализа, проведенного с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, можно сделать вывод, одаренность подростков не влияет на проявление отклонения в поведении.
Выводы: Полученные результаты свидетельствуют о том, что одаренные подростки не склонны к отклоняющемуся поведению, они строго соблюдают социальные нормы, у них наблюдается высокий уровень социального контроля; склонны к активной борьбе за свои интересы, стремятся занять лидирующее положение, это связано в первую очередь с мотивацией достижения успеха в области учения. Так как именно такой способ поведения выбрали именно те подростки, которые участвуют в различных олимпиадах и турнирах. Далее мы изучали индивидуально-психологические особенности с помощью Многофакторного личностного опросника MMPI «Мини-мульт», по результатам которого пришли к выводу о том, что высокие показатели по шкалам психопатии и гипомании являются для этого возраста статистической нормой и не вызывают опасений. Исследование школьной тревожности мы изучали с помощью теста Б. Филлипса результаты, которого свидетельствуют о том, что подростки боятся не соответствовать ожиданиям окружающих, что учащиеся боятся негативных оценок со стороны окружающих: учителей, родителей и знакомых. Одаренность подростков проявляются не в отклоняющемся поведении, а направлены на мотивацию достижения успеха, самосовершенствования, саморазвития, подростки стремятся занять лидирующее положение, углубляя свои знания, тем самым получить признание и одобрение окружающих, принимая активное участие в турнирах, олимпиадах различного уровня и занимая лидирующие места.
Литература:
Kubanov Ruslan
10 / 10 / 2016 - 17:51Mucomel Svetlana
10 / 09 / 2016 - 19:17Макотрова Галина Васильевна
10 / 07 / 2016 - 18:48Olga Krupenko
10 / 07 / 2016 - 11:22Dolgova Valentina Ivanovna
10 / 07 / 2016 - 11:46Sivrikova Nadejda Valeryevna
10 / 07 / 2016 - 03:26Dolgova Valentina Ivanovna
10 / 07 / 2016 - 03:33Fornea-Stecailov Iuliana
10 / 06 / 2016 - 11:33Dolgova Valentina Ivanovna
10 / 07 / 2016 - 03:35