МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ
Аннотации
В статье обсуждаются особенности формирования смысложизненных ориентаций в юности: активная
устремленность в будущее; эмоционально окрашенная направленность на решение отдаленной задачи – смысла жизни; переоценка ценностей; маргинальность; интерес к моральным проблемам,
гуманистическим ценностям; диссонанс между смысложизненными ориентациями студентов и
направленностью их профессиональной подготовки. Определены структурные компоненты
смысложизненных ориентаций: когнитивный, рефлексивный и поведенческий. С учетом этих трех
компонентов модели создана психолого-педагогическая трехмодульная программа, включающая
информационный блок (лекции, стендовые доклады, демонстрация видеофильмов); аналитический блок (дискуссии, сочинения); практический (игровые упражнения, моделирование ситуаций). Программа реализована в ходе спецкурса «Формирование смысложизненных ориентаций у студентов-психологов в образовательном процессе». Проведенное моделирование процессов формирования смысложизненных ориентаций студентов факультета психологии основывается на комплексе психолого-педагогических условий, которые способствуют созданию в вузе среды творческой деятельности, комфортного психологического состояния для саморазвития студента, формированию когнитивного, рефлексивного и поведенческого компонентов смысложизненных ориентаций. Формирование смысложизненных ориентаций студентов факультета психологии является педагогической системой. Она представляет собой сочетание взаимосвязанных свойств, методов и процессов, которые необходимы для организации планомерного и целенаправленного педагогического взаимодействия. Все практические занятия этого взаимодействия имели единую структуру: 1. Вводная часть практических занятий всегда начиналась с обратной связи и была направлена на создание положительного настроя участников на работу в группе и
атмосферы доверия. Студенты делились своими впечатлениями о собственных переживаниях,
настроении, чувствах. 2. Оглашение цели предстоящей групповой работы. 3. Введение правил и норм
группы. 4. Основная часть включала в себя методы, приемы и техники, направленные на реализацию
цели практического занятия. 5. Заключительная часть – подведение итогов работы. Осуществлялась
обратная связь, рефлексия, собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта,
закрепление позитивного состояния, прощание.