Аннотация. Статья посвящена проблеме коммуникативной компетентности. Раскрыты содержание данного понятия, краткая история его возникновения и развития. Понятие соотнесено с близкими по смыслу: коммуникативные способности, успешность в общении. Обозначены методы формирования коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативные способности, успешность в общении, коммуникативные трудности, барьеры в общении.
Успешность межличностного взаимодействия связана с такими понятиями, как общение и коммуникативная компетентность. Внимание к общению было обращено тогда, когда в сфере научных интересов психологов оказались личность и человеческие взаимоотношения. Необходимо было выявить факторы, критерии, механизмы успешности межличностного общения людей.
В теории деятельности традиционно считалось, что успешность деятельности человека зависит от уровня развития его способностей. В связи с этим было естественно ожидать, что точно также будет поставлена и в принципе решена проблема относительно общения: его успешность в свою очередь зависит от наличия у человека особого рода способностей – коммуникативных. Так в научный оборот вошло понятие «коммуникативная компетентность».
Внимание к коммуникативной компетентности возросло тогда, когда в практику общения людей стали внедряться различные, заимствованные за рубежом, методы, рассчитанные на развитие коммуникативных способностей у человека и на повышение его коммуникативной компетентности. Рассмотрим в этой связи, каким образом разные авторы определяют коммуникативную компетентность человека, коммуникативные умения и навыки, коммуникативные способности и другие личностные качества, от которых зависит успешность общения людей друг с другом.
В начальный период разработки данной проблематики в нашей стране ученые обращали внимание на те специфические трудности, которые возникают у человека в его общении с людьми, и пытались связать эти трудности с дефицитом у человека определенных знаний и умений. А.А. Бодалев [1], рассматривая проблему активности человека в общении, указывает на то, что нормальное общение человека с людьми предполагает точное согласование его собственных вербальных и невербальных коммуникативных действий с соответствующими действиями общающихся с ним людей. А.А. Бодалев использует термин «коммуникативное ядро личности». Под ним автор понимает все, что относится к личности человека и как-то влияет на его общение с людьми, включая познание и поведение по отношению к людям, а также черты характера человека, проявляемые в общении.
А.А. Бодалев также вводит понятие «трудности в общении» [1], причиной возникновения которых он считает несоответствие мотивационной и инструментальной коммуникативных составляющих общения, большую разницу в возрасте и жизненном опыте общающихся, проблемы, связанные с расхождением мотивации общения, инструментальных, коммуникативных действий и эмоций. Такие трудности в той или иной степени испытывает большинство людей, причем независимо от того, осознают или не осознают они эти трудности. Разница в этом плане между людьми состоит лишь в том, насколько они понимают эти трудности и признают факт их существования у самих себя.
Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и П.В. Растянников считают коммуникативную компетентность синонимом понятию «компетентность в общении» и определяют ее как «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми» [2]. В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается система знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека. Под последними, в свою очередь, понимаются те процессы, которые имеют место в общении людей между собой.
Рассмотренная работа представляется наиболее основательной в интересующей нас области знаний. Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и П.В. Растянников критичны в оценках возможности полноценной психодиагностики и практического развития коммуникативной компетентности человека. Они открыто признают, что это пока сделать невозможно, и ограничивают свои притязания лишь диагностикой и развитием коммуникативной компетентности человека в сравнительно небольшом диапазоне социальных ситуаций, для которых могут оказаться релевантными метод групповой дискуссии, овладение техникой публичных выступлений и социально-психологический тренинг, овладение методикой делового общения, освоение и использование разных форм речевого этикета. При этом метод групповой дискуссии авторами рассматривается как основное средство развития коммуникативной компетентности человека.
Четкость в постановке проблемы Ю.М. Жуковым, Л.А. Петровской и П.В. Растянниковым позволяет констатировать следующее. Во-первых, то, что проблему определения, диагностики и развития коммуникативной компетентности в современной науке нельзя считать удовлетворительно решенной. Во-вторых, имеющиеся подходы к ее решению касаются лишь некоторых аспектов коммуникативной компетентности. В-третьих, освоению и использованию разных форм речевого этикета, подходящих для множества ситуаций повседневного общения, до сих пор не уделяется должного внимания ни в науке, ни в практике. Следовательно, сама коммуникативная компетентность в полном объеме не изучается. Это особенно касается вербальных составляющих коммуникативной компетентности.
Существует и иное понимание коммуникативной компетентности. Ю.Н. Емельянов, например, соотносит ее со способностью человека брать на себя и исполнять различные социальные роли, а также с умением человека адаптироваться в различных социальных ситуациях, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения. К проявлениям коммуникативной компетентности автор также относит умение человека организовывать так называемое «межличностное пространство» в процессе инициативного и активного общения с людьми [3].
Наряду с межличностным пространством для характеристики коммуникативной компетентности Ю.Н. Емельянов использует понятие «деятельностной среды», считая, что коммуникативная компетентность человека проявляется также в том, насколько умело он воздействует на эту среду для достижения своих целей, в какой степени он делает собственные коммуникативные действия понятными для окружающих людей.
В содержание так понимаемой коммуникативной компетентности Ю.Н. Емельянов также включает осознание человеком своих потребностей, ценностных ориентаций, «техники личной работы», перцептивных умений, возможностей в освоении норм и ценностей других социальных групп и людей, своих чувств, психологических состояний и многое другое. В конечном счете, пишет Ю.Н. Емельянов, коммуникативная компетентность должна рассматриваться как категория, регулирующая всю систему отношений человека к природному и социальному миру, а также к самому себе [3].
Такая трактовка понятия «коммуникативная компетентность» вызывает немало споров в научной среде [А.Ш. Гусейнов, И.Р. Алтунина, 1999], поскольку Ю.Н. Емельянов включает в коммуникативную компетентность факторы, регулирующие по существу все возможные отношения человека с окружающим миром, причем значительная часть этих отношений не связана с человеческим общением. Вместе с тем, отметим, что ценным в определении коммуникативной компетентности по Ю.Н. Емельянову является то, что в это определение включается владение человеком всеми без исключения средствами общения с людьми, а также умелое исполнение им социальных ролей в общении, правильность восприятия людей как личностей.
В другой своей работе Ю.Н. Емельянов определяет коммуникативную компетентность как способность человека к эффективному общению с людьми, как «такой уровень сформированности межличностного опыта, ... который требуется индивиду, чтобы ... успешно функционировать в данном обществе» [3, С. 4].
В этом толковании коммуникативной компетентности автор соотносит ее с воспитанностью человека. Для развития коммуникативной компетентности Ю.Н. Емельянов предлагает использовать дискусионные, игровые методы и сенситивный тренинг (тренинг межличностной чувствительности).
К числу исследований, затрагивающих проблему коммуникативной компетентности человека, следует также отнести работу В.Н. Куницыной [4]. Автор этой работы обозначает разные уровни успешности общения людей – такие, от которых могут зависеть результаты общения. Применительно к каждому уровню В.Н. Куницына дает развернутую характеристику тех черт личности, которыми обладает человек, общающийся с другими людьми на данном уровне коммуникативной компетентности. Перечень персональных качеств, приписываемых субъекту общения, можно рассматривать как оценку личностной составляющей его коммуникативной компетентности.
В.Н. Куницына вместо понятия «коммуникативная компетентность» вводит понятие «успешность общения» [4]. Применительно к неформальному общению это понятие определяется следующим образом: «Успешность общения проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки умений, состояний, целей, способов воздействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами». В этом определении имеются термины, значение которых точно не известно: «психологический контакт», «совместимость», «взаимная приспособленность». Без строгого определения дополнительных терминов невозможно практически использовать предложенное определение успешности общения, так как не известно, что и как в данном случае необходимо оценивать в содержании указанных частных понятий.
Вопроса о коммуникативной компетентности, не называя ее этим термином, касаются и исследования, связанные с изучением трудностей, возникающих у человека в его общении с людьми. На такие трудности в своих работах обращает внимание В.А. Лабунская [5]. Она объединяет соответствующие трудности в следующие основные группы: социально-перцептивные и экспрессивно-речевые. Одной из основных таких трудностей является своеобразный эгоцентризм, который в его различных проявлениях демонстрируют люди в их непосредственном общении друг с другом.
В исследовании Е.А. Лещинской [6] была затронута проблема диагностики и коррекции коммуникативных трудностей у младших подростков. В качестве возможных причин таких трудностей Е.А. Лещинская называет наличие в структуре личности подростка отрицательных черт характера, затрудняющих его общение с людьми. Автор рассматриваемой работы не обходит стороной и понятие коммуникативной компетентности и определяет его как качества, способствующие успешности протекания процесса общения, причем отождествляет эти качества с коммуникативными способностями человека.
В исследовании Е.А. Лещинской средствами психологической коррекции недостатков в общении являлись метод групповой дискуссии и ролевая игра. «Коррекционный эффект, – пишет автор, – достигался за счет получения и осмысления личностью новых знаний о себе и о других членах группы» [6, С. 14].
Одной из работ, посвященных проблематике коммуникативных барьеров, явилось исследование Е.В. Залюбовской (1984). В нем дается определение коммуникативных барьеров, раскрывается их структура, выясняются причины возникновения, ищутся способы предупреждения и устранения. Автор определяет коммуникативный барьер как некоторое психологическое препятствие на пути нормального общения людей. В качестве причин возникновения коммуникативных барьеров называется неадекватность мотивации общения (психологическая несовместимость мотивов общения, исходя из которых люди вступают в межличностные контакты друг с другом); дефицит операциональных возможностей субъектов общения (слабое развитие у них или неглубокое освоение ими средств общения); особенности индивидуальных свойств партнеров по общению (психологическая несовместимость людей по характерам); особенности ситуации общения (ее неопределенность или провоцирующая конфликты обстановка).
В ходе проведенного эксперимента Е.В. Залюбовской было доказано, что участие людей в совместном обучении иностранном языку по методу активизации резервных возможностей личности (Г.А. Китайгородская) способствует снижению их коммуникативных барьеров.
Все сказанное выше говорит о том, что компетентность в общении людей является сложным, многокомпонентным психологическим образованием. Одной из главных составляющих коммуникативной компетентности являются коммуникативные способности. Их изучали Дружинин В.Н. (1995), Магун B.C. (1983) и другие. В структуру способностей человека, раскрываемую этими авторами, коммуникативные способности не вошли.
Проблема коммуникативных способностей стала привлекать к себе внимание в нашей стране около тридцати лет тому назад. Вначале она разрабатывалась в основном в теоретическом аспекте, а экспериментальные и практические ее исследования начались позднее – тогда, когда получили широкое распространение деловые игры и социально-психологический тренинг [Л.А. Петровская, 1982; Ю.Н. Емельянов, 1985].
Первоначально коммуникативные способности определялись по аналогии с другими способностями человека. Так, например, в работе Г.С. Васильева имеется следующее определение таких способностей: «Коммуникативными способностями является та часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление» [7, С. 10]. В структуре так понимаемых коммуникативных способностей автор обозначает гностическую (познавательную) способность, экспрессивную способность, интерактивную способность. Первая связана с познанием людей, вторая – с самовыражением человека как личности, третья – с умением оказывать влияние на людей. В определении Г.С. Васильева коммуникативные способности соотносятся со специфическим видом деятельности – коммуникативной, и через нее – с общением человека с людьми. Кроме названных четырех способностей в подструктуру личности, от которой зависит успешность общения человека с окружающими людьми, Г.С. Васильев включает еще тридцать различных личностных свойств. Их корреляция с успешностью коммуникативной деятельности человека позволяет сделать вывод о том, что они также могут рассматриваться как частные психологические проявления коммуникативных способностей.
Е.В. Руденский (1995) вслед за Ю.М. Жуковым и др. определяет коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов личности, необходимых для осуществления человеком эффективных коммуникативных действий в широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия. Эти ресурсы включают в себя следующее: когнитивные возможности человека по восприятию, оценке и интерпретации ситуаций, планирование человеком его коммуникативных действий в общении с людьми, правила регуляции коммуникативного поведения и средства его коррекции.
В свою очередь коммуникативная коррекция, опирающаяся на так понимаемую коммуникативную компетентность, практически ориентирована на изменение системы ценностных ориентаций и установок личности. Она включает в себя воздействие на мотивационную сферу человека, его идентификацию со значимыми другими людьми, вводит субъекта в состояние психологического гомеостаза или, напротив, выводит из него [там же, С. 15].
Итак, проведенный анализ определений коммуникативной компетентности и наши собственные выводы [8, 9, 10, 11] позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, эти определения существенно отличаются друг от друга по содержанию, хотя фактически отражают одну и ту же реальность. Во-вторых, проблема коммуникативной компетентности человека изучена недостаточно: не полностью раскрыто ее содержание; понятие коммуникативной компетентности не соотнесено с близкими к нему понятиями из области общей, педагогической и
дифференциальной психологии, в частности с понятием «способности», не выявлены условия развития коммуникативной компетентности у людей различных возрастных групп.
Ссылки на источники
- Бодалев А.А. Психология общения. Избр. психолог. труды / А.А. Бодалев. – М. - Воронеж, 1996. – 255 с.
- Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: спецпрактикум по социальной психологии / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 104 с.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис. … докт. псих. наук / Ю.Н. Емельянов. – Л., 1990. – 403 с.
- Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: автореф. дис. … д-ра псих. наук / В.Н. Куницына. - Спб, 1991. - 38 с.
- Лабунская В.А. Психология затрудненного общения / В.А. Лабунская. - М., 2001. - 158 с.
- Лещинская Е.А. Диагностика и коррекция коммуникативных трудностей у младших подростков: автореф. дис. … канд. псих. наук / Е.А. Лещинская. - Киев, 1992. - 19 с.
- Васильев Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов: автореф. дис. … канд. псих. наук / Г.С. Васильев. - М., 1997. - 21 с.
- Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции // Наука и бизнес: пути развития. - 2012. - №7. - С.17-22.
- Долгова В.И. Принципы организации обратных связей с выпускниками вуза // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2015. - №5 (май). - С. 51-55.
- Долгова В.И., Ниязбаева Н.Н. Развитие магистранта: личность, ценности, компетентность: монография. - М.: Издательство "Перо", 2015. - 124с.
- Долгова В.И. Развитие инновационной культуры студентов в процессе реализации дисциплины «Психология инновационной деятельности» // Функции воспитания и просвещения в условиях ускоренной социализации личности в современном обществе (2015-06-18 14:00:00 - 2015-06-24 18:00:00). - МАНВО, Лондон, Великобритания, 2015. – http://gisap.eu/ru/node/75511