Полный текст статьи
Печать

Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности проблема детских страхов, несмотря на достаточную изученность не только не теряет своей актуальности в наши дни, но даже обостряется в связи с масштабными изменениями в общественно-политической и экономической жизни. Ребенку 21 века приходится бороться с такими страхами, каких не испытывали его сверстники 20 века: их вызывают, в частности, сюжеты фильмов ужасов, персонажи компьютерных игр, боевики со сценами насилия и убийствами, ежедневные сообщения о террористических актах в средствах массовой информации.

Страх является причиной многих нарушений здоровья в физической и психической сферах, и тем самым – причиной многих заболеваний [1].

Страхи, которые отличаются устойчивостью, являются наиболее опасными для человека. От них развиваются разнообразные неврозы, люди становятся тревожными, мнительными, развиваются фобии [2].

Коррекция детских страхов может осуществляться различными психолого-педагогическими технологиями [3; 4; 5].

Страхи можно рисовать, их можно проигрывать, можно использовать в качестве борьбы со страхом лепку из пластилина, а можно использовать метод сказкотерапии.

Сказка – это один из наименее травмоопасных и бесболезненных способов коррекции страхов. В дошкольном возрасте применение сказкотерапии наиболее актуально, ведь она напрямую связана с игрой — основной деятельностью в этом возрасте.

С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами, научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства [6].

Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, их главные достоинства заключаются в следующем:

Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений. Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, — это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире [7, 8]

Неопределенность места действия главного героя, позволяющая наполнить пространство сказки значимыми образами

Образность и метафоричность языка, открывающего кладезь мудрости данной культуры, опыта поколений. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент.

Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира и, в зависимости от этого, будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.

Победа добра, дающая психологическую защищенность; наличие тайны и волшебства, раздвигающие границы возможного. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми.

С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается [7].

В исследовании принимали участие дошкольники в количестве 20 человек, в возрасте 6-7 лет.

Для исследования страхов дошкольников были использованы три методики. А.И. Захаров и М.А. Панфилова «Страхи в домиках», М.З. Дукаревич «Несуществующее животное», Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Волшебная страна чувств».

Уровень страхов дошкольников представлен на рисунке 1 

 Рисунок 1 – Уровень страхов дошкольников по результатам диагностик

У большинства детей преобладает высокий уровень страхов (16 человек, 80%). У этих детей наблюдается большое количество различных видов страхов. У многих детей присутствуют все 29 страхов, представленных в методике А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках». Многие дети помещали свои страхи в область головы и сердца в «карте Волшебной страны» по методике Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Волшебная страна чувств». Также в рисунках по методике М.З. Дукаревич наблюдалась штриховка, расширенные и заштрихованные зрачки.

Средний уровень страхов наблюдается всего у 4 детей (20%). Результаты по трем методикам показали, что эти дети также подвержены страхам, но в меньшем количестве. У этих детей в рисунках наблюдалась меньшее количество штриховки, в «карте Волшебной страны» страхи помещали в области рук и ног. Но тем не менее, по методике А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» у детей также наблюдалось большое количество страхов, двое из четырех детей назвали все 29 страхов, один ребенок 27 страхов, что говорит о том, что страхи все же беспокоят этих детей, но они стараются с ними справляться.

Анализ результатов на констатирующем этапе эксперимента показал, что большинство детей испытывают довольное сильное чувство страха (16 человек, 80%). Всего у четырех детей (20%) мы наблюдаем средний уровень страхов.

На основании полученных результатов мы сформировали коррекционную группу состоящую из всех 20 испытуемых. Хотя у четырех испытуемых был выявлен средний уровень страхов, было принято решение проводить коррекцию с этими детьми тоже, т.к. по методике А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» у этих детей наблюдается большое количество страхов (у двух и четырех детей все 29 страхов). Для того, чтобы психокоррекционная работа была эффективной, мы разделили детей на две подгруппы по 10 человек.

С целью психолого-педагогической коррекции страхов дошкольников была разработана и реализована специальная программа, состоящая из 20 занятий, проводимых 1 раз в неделю в течение четырех месяцев. Наполняемость группы – 10 человек. Продолжительность каждого занятия составляет 30 минут. Коррекционные занятия проходили 1 раз в неделю. В основе программы психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста лежит групповая форма работы.

Цель программы: психолого-педагогическая коррекция наиболее выраженных страхов дошкольников при помощи метода сказкотерапии

Задачи программы:

1.Устранить либо снизить наиболее выраженные страхи дошкольников.

2. Развить умение справляться с мышечными зажимами.

3. Отработать навыки уверенного поведения.

4 Отработать навыки взаимодействия с партером.

5. Развить творческое мышление дошкольников.

Программа психолого-педагогической коррекции обеспечивает снижение наиболее распространенных страхов в дошкольном возрасте.

Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов.

Коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятие имеет структуру:

Первый этап – ритуал «входа» в сказку. Необходимо создать настрой на работу, войти в сказку.

Второй этап – повторение. Дети вспоминают то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, чему научились.

Третий этап – расширение. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они научиться, попробовать, помочь какому-либо герою сказки.

Четвертый этап – закрепление. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт.

Пятый этап – интеграция. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких жизненных ситуациях они могут использовать тот опыт, который получили.

Шестой этап – резюмирование. Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходящего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.

Седьмой этап – ритуал «выхода» из сказки. На этом этапе повторяется ритуал «входа» с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было с нами, все чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

В структуру программы психолого-педагогической коррекции страхов дошкольников входят: вводная, основная и заключительная части.

Вводную часть составляет 1 занятие, его цель – знакомство участников группы с предстоящей работой.

В основную часть программы входит 18 занятий, направленных на устранение, либо снижение наиболее распространенных страхов у детей дошкольного возраста, полное или частичное снятие физиологических проявлений страха (мышечного напряжения, тремора, оцепенения) посредством применения различных техник работы со сказками, а также упражнений на снятие эмоционального и мышечного напряжения, упражнений на развитие тактильных ощущений и установления положительного эмоционального настроя.

В заключительную часть программы входит 1 занятие, целью которого является установление обратной связи; анализ информации; подведение итогов.

Критерием эффективности реализации программы психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста является устранение, либо снижение наиболее распространенных страхов у детей дошкольного возраста.

На констатирующем этапе эксперимента преобладающим страхом были умереть (20 детей, 100%) и того, что умрут родители (19 детей, 95%).

После реализации программы страхи смерти (своей) снизился у 3 детей. Этому страху подвержены 17 детей (85%).

Страх смерти родителей снизился у 2 детей. Данному страху подвержены также 17 детей (85%).

Также доминирующими страхами были: страх темноты; страшных снов; когда очень глубоко; огня; войны. Этим страхам были подвержены 18 детей (90%).

После реализации программы страхи темноты; страшных снов; когда очень глубоко; огня снизились у 2 детей. Страх войны снизился у 1 ребенка, остались ему подвержены 17 детей (85%).

Наименее выраженным страхов до эксперимента был страх опоздать в детский сад (45%, 9 детей), после реализации программы этому страху остались подвержены 40% (8 детей).

Программа коррекции обеспечивает снижение наиболее распространенных страхов в дошкольном возрасте. Она построена на принципах сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции, терапии.

После проведения формирующего эксперимента мы снова провели исследование с использованием тех же методик. 

  

Рисунок 2 – Уровень страхов дошкольников по результатам диагностик «до» и «после» формирующего эксперимента

Сравнительная характеристика уровня страха «до» и «после» эксперимента осуществлялась с применением T-критерия Стьюдента, что позволило нам выявить статистически значимые различия.

Результаты диагностики пред-теста и пост-теста представлены в таблице 1. 

Таблица 1

Статистически значимые различия уровня страхов с применением T-критерия Стьюдента 

Методики

М (ЭГ пред-тест)

М (ЭГ пост-тест)

t-критерий

p

Несуществующее животное

 

3.175

2.35

6.019

0,0008***

Волшебная страна чувств

 

3.6

2.65

5.146

0,0005***

Страхи в домиках

 

22.45

19.55

4.851

0,0001***

 

Условные обозначения: М – средние значения; ЭГ- Экспериментальная группа ; t – критерий значимости различий Стьюдента для несвязанных выборок; *- различия, значимые при p ≤ 0,05;**- различия, значимые при p ≤ 0,01; ***- различия, значимые при p ≤0,001

 

Сравнительный анализ результатов пост-теста позволяет обнаружить проявление статистически достоверных отличий по всем методикам: М.З. Дукаревич «Несуществующее животное» (p≤0,0008***); Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Волшебная страна чувств» (p≤0,0005***); А.И. Захаров и М.А. Панфилова «Страхи в домиках» (p≤0,0001***).

Таким образом, До формирующего эксперимента у большинства детей преобладал высокий уровень страхов (16 человек, 80%). У этих детей наблюдалось большое количество различных видов страхов. У некоторых детей присутствовали все 29 страхов, представленных в методике А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках». Многие дети помещали свои страхи в область головы и сердца в «карте волшебной страны» по методике Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Волшебная страна чувств». Также в рисунках по методике М.З. Дукаревич «Несуществующее животное» наблюдалась штриховка, расширенные и заштрихованные зрачки. после реализации программы коррекции страхов дошкольников методом сказкотерапии преобладающий уровень страхов перешел из высокого в средний. Дети остались подвержены страхам, но уже в меньшем количестве.

Об эффективности экспериментального воздействия можно судить по результатам сравнительного анализа изменений в показателях в период между пред- и пост- тестом.