Реализация метапредметного потенциала категории сопряжения при обучении биологии
Аннотации
В монографии представлены результаты исследования, где в качестве метапредметного основания формирования и развития философских, естественно-научных и биологических понятий применялся тандем двух метапредметов – «Знак» и «Категория». В рамках метапредмета «Знак» особое значение приобретает моделирование, которое можно назвать метапредметной технологией познания.
Второй метапредмет – «Категорию» – конкретизирует понятие «сопряжение», которое ранее нами обосновано как одна из внутренних сторон взаимодействия и возведено в ранг естественно-научной категории. Этот метапредмет несет гносеологическую функцию. Эффективность методологического потенциала обоих метапредметов конкретизирована при конструировании моделей, отражающих организацию биологической формы движения материи на разных уровнях.
Усвоение содержания категории сопряжения обучающимися и сознательное ее применение при формировании понятий в курсе биологии позволит им не только постигнуть сущность изучаемых процессов и явлений, но и одновременно овладеть рациональным методологическим (метапредметным) средством познания, способствующим формированию научной картины мира и мировоззрения в целом.
Адресуется авторам школьных учебников, преподавателям, учителям биологии, студентам, а также специалистам, интересующимся метапредметными (методологическими) основами естествознания.