Повышение враждебности в подростковой среде отображает одну из острейших общественных трудностей нашего мира. Основные переустройства в существовании общества, общественные, финансовые проблемы, кардинальный изменение, казалось бы, устоявшихся ценностей, перемена концепции взаимоотношений в абсолютно всех областях социума, быстрый ритм данных перемен устанавливают эту возрастную категорию в позицию низкой эмоциональной безопасности, уменьшают её адаптационные способности и увеличивают эмоциональную чувствительность.
Причиной для подобного суждения считаются, в первую очередь возрастные, характерные черты молодых людей: разбалансированность и неподготовленность главных нервозных процессов, непостоянность нервной системы и индивидуальных категорий - все без исключения создает их наиболее чувствительными для воздействия многочисленных вредных общественных и биологических условий, нарушающих, либо извращающих нормальное развитие поведенческих реакций и в особенности высших форм поведения.
В подростковом возрасте возрастает враждебность в действиях. Этому имеется несколько объяснений объективного характера, биологического и эмоционального. Начинается период полового созревания, и совместно с ним наступает неусидчивость, гордость, жалобность, нервозность.
Подростки зачастую не осознают, то, что с ним происходит. Его тело изменяется, голос грубеет, появляются первичные и вторичные половые признаки. Он является как бы маргиналом – личностью на стыке двух субкультур, детской и взрослой. На физическом уровне несоразмерные изменения тела порождают разные комплексы неполноценности. У некоторых «слишком» длинные руки, у некоторых очень тонкие или толстые ноги [1].
Девушки этого возраста чаще прибегают к изнурительным диетам, что само по себе аутоагрессивно и является разновидностью негативизма как отрицания собственной физиологии. Подростковая неуклюжесть маскируется напускной развязностью, грубостью, неосторожностью. В психологической степени формируются новообразования - ощущение взрослости. Любое посягательство на его взрослость - трагедия для подростка. В ответ он даёт резкую враждебную реакцию. Если внутренняя агрессивность велика, но проявление её в семье строго карается или просто не может найти выхода, поведение приобретает форму буллинга – преднамеренного целенаправленного причинения вреда живым существам [1].
А.А. Реан призывает никак не идентифицировать определения агрессии и агрессивности. Предоставляя формулировку этим понятиям, он концентрирует свое внимание на том, что агрессия - это преднамеренные поступки, нацеленные для нанесения вреда иному индивиду, сообществу людей и всем живым существам.
Э. Фромм писал об агрессии следующее. Агрессия – это мазохистское влечение к смерти, к страданию. Э.Фромм выделяет несколько форм насилия: игровое, реактивное, насилие из мести, потрясение веры, компенсаторное и архаичный тип – жажда крови. Уделял внимание анализу такого типа как садизм – когда один человек пытается подчинить другого своей власти, сделать его беспомощным объектом своей воли,иметь возможность сделать с ним что угодно, унизить, поработить, но главная цель – заставить страдать, причинить боль. Человек использует свою силу, чтобы разрушать, когда он не способен созидать, создавать новое [2].
Безусловно агрессия связана с фрустрацией. Данная концепция появилась равно как конфронтация концепции желаний. Тут враждебные действия рассматриваютсякак ситуационное, а никак не вторичное действие. Основателем данной тенденции изучения человеческой агрессивности является Д. Доллард. Его основной вывод: «агрессиявсегда есть следствие фрустрации».
В. В. Кислицина пишет о том, что фрустрация появляется тогда,когдавозникает преграда исполнения реакций. Значение фрустрации находится в зависимости от силы мотивирования к осуществлению ожидаемого процесса, значимости преграды, которая стоит для достижения цели и числа направленных усилий, уже, после чего, начинается подавленное состояние [3].
Многие исследователи рассматривают агрессию как форму действий, а далеко не как впечатление или причину. С понятием «агрессия» нередко появляются ассоциациис отрицательными чувствами, такие как ярость, гнев; с имеющимися определенными причинами, такие как стремление обидеть или нанести вред; с установками, как расовые и народные предрассудки.
Невзирая в таком случае на то, что данные условия предоставляют значительную значимость действий, итогом которого становится нанесение вреда, их присутствие никак не считается важным обстоятельством с целью аналогичных действий [4]. Гнев, ярость совсем не считаются важным обстоятельством для нападения. Отрицательные чувства, доводы не все время сопровождаются непосредственными поступками и нападками для других людей. В установлении агрессии планируются поступки, в которых нападающая сторона преднамеренно наносит вред собственной жертве, впоследствии остаются непроясненными некоторые вопросы.
Отсюда следует, что понятие агрессивности – это качество индивида, которое явно выражается в готовности нанесения вреда другому человеку. Если агрессия - это процесс, то агрессивность – стремление к совершению подобных процессов.
Корни агрессивного поведения ребенка находятся в семье, взаимоотношения членов семьи (размолвки, отверждение детей, его насилия, в том числе наказанием), в наименьшей мере с ровесниками, преподавателями. Ребенка учит то, что собственно их окружает [5].
Если детей довольно часто критиковать -они научатся осуждать. Если детям постоянно показывать свою злость – они научатся защищаться. Если детей высмеивать, то они станут робкими. Если родители нередко позорят своих детей – у них появится чувство вины, которое будет преследовать их много лет. Но если детей часто хвалить, то они научатся оценивать. Если быть честным с детьми – они научатся справедливости. Если же дети живут с чувством, что им не грозит опасность – они учатся верить [6].
В базе исследований акцентируют четыре категории конкретного вида действия подростков [7]:
Первая категория: характеризуются стабильным комплексом у подростков анормальных и безнравственных, простых нужд, склонность к потребительскому время препровождению, деструкции ценностей и взаимоотношений. Эгоистичность, безразличие к сопереживаниям, неуступчивость, нехватка авторитетности – считаются характерными отличительными чертами таких подростков. Такие подростки эгоистичны, грубы, раздражительны, враждебны. В их действиях доминирует физическая агрессия.
Вторую категорию входят подростки с деформированными нуждами и ценностями. Владея наиболее обширным диапазоном заинтересованностей, они выделяются усиленным индивидуализмом, стремлением занять привилегированное положение за счет притеснения слабохарактерных, младшего возраста. Им характерна порывистость, стремительная перемена настроения, лицемерие, нервозность. Им приносит удовольствие страдания других.
Третью категорию подростков определяет инцидент среди деформированными положительными потребностями, ценностями, взаимоотношениями, позициями. Такие подростки различаются односторонностью интересов, лицемерием, лживостью. Данные подростки флегматичные, перед ними не стоит цель достичь успеха. В их действиях доминирует косвенная и вербальная агрессия.
В четвертую категорию относятся подростки, те которые выделяются слабодеформированными потребностями, однако, в это же время, у них прослеживается недостаток конкретных интересов и крайне урезана сфера общения. Для таких подростков свойственна трусость и робость. В поведении таких подростков доминирует вербальная агрессия и негативизм.
Любой период формирования личности связан с заключением конкретных проблем. Индивидуальность подростков характеризуется определенными особенностями, которые значительно отличают его от взрослых. Это высокая восприимчивость и эмоциональность, вспыльчивость, нервозность, сочетание стеснительности, стыдливости с заносчивостью и развязностью, подростки стремятся к самостоятельности, к избавлению от воздействия авторитетов .
Переход к самостоятельности, индивидуализирование нервной системы и совместно с этим, недостаток её индивидуального характера воздействует на ближайшее общество. Данные характерные черты отражаются в многих конфигурациях поведения, общения, переживаний, которые как правило объединяются в выражении "проблемы подросткового периода".
Анализ сущности и характерные черты агрессивного поведения студентов, как целостной концепции, обнаружение условий формирования аналогичного действия, даст возможность узнать многофакторный характер отличительных черт агрессии обучающихся и предотвратить враждебные действия в этом возрасте.
После изучения теоретического материала, было проведено первичное исследование. Исследование проводилось на базе КГКП «Рудненский колледж строительства и транспорта» управления образования акимата Костанайской области.
Объект исследования: студенты колледжа 1 курса, из них 100 мальчиков и 20 девочек.
Предмет исследования: коррекция агрессивного поведения у студентов колледжа.
Для первичной оценки уровня агрессивного состоянияв параллели 1-ых курсов, групп МПМ – 2, ГЭСК – 10, ГЭС – 40, АСЛ – 28, МКР – 45 был проведен «Тест Айзенка» на выявление эмоциональной устойчивости. Анкета содержит представления разных психологических состояний, присутствие которых у себя опрашиваемый должен подтвердить или опровергнуть. Анкета предоставляет возможность установить степень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.
В тестировании приняли участие 120 студентов. Результаты представлены наглядно в диаграмме (Рис. 1). Ось «х» показывает – психоческие состояния, а ось «у» – количество студентов по видам психических состояний в процентах.
Рисунок 1 - Результаты диагностики «Тест Айзенка»
Анализируя график можно наблюдать, что группы МПМ - 2, ГЭСК – 10, АСЛ – 28менее эмоционально устойчивые, чем остальные группы. Уровень тревожности в группе МПМ – 2 самый высокий, а в группе ГЭС – 40 повышенная тревожность, фрустрация, ригидность абсолютно отсутствуют. Уровень агрессивности в группах МПМ – 2, АСЛ – 28 более ярче выражен, чем в остальных группах.
Под определением личностной тревожностью специалисты понимают склонности индивидов к переживаниям тревожной ситуации, которую характеризует низкий порог возникновений тревожных реакций. Под фрустрацией – психические состояния в ответ на реальную или воображаемую помеху, препятствующую выполнению задач. Под агрессией – высокое психологическое оживление, с явным желанием быть лидером, посредствам использования насилия к своим сверстникам и иным людям. Под ригидностью – затрудненность в переменах запланированной работы при обстоятельствах, которые призывают субъекта к изменениям.
Далее была проведена повторная диагностика на выявление агрессивного состояния у 16обучающихся с высоким показателем уровня агрессии.
После проведения методики «Тест эмоций» Басса-Дарки на выявление уровня агрессивности. Результаты диагностики наглядно показаны в диаграмме (Рис. 2)
Рисунок 2 - Результаты диагностики «Тест эмоций»
Под физической агрессией специалисты понимают склонности к наиболее простому типу нападения. Испытуемому характерно регулировать проблемы с помощью силы. В полнее вероятно, что стиль жизни и индивидуальные характерные черты препятствуют ему находить наиболее результативные способы коммуникации, не исключено, что испытуемый встретится с ответной враждебностью. Под косвенной агрессией – враждебные поступки, предоставленные в сокрытой, замаскированной форме. Безусловно, предпочтительнее нанести удар по столу, нежели бить своего собеседника. Но не стоит этим увлекаться, все это несет за собой большие убытки. Раздражительностью является плохая или хорошая скрытость агрессии, которая не сразу ведет к прекращению общения с людьми, но станет разъедать изнутри и в итоге прорвется наружу. Типичная реакция для подростка, является негативизм. Он совершает нелепые и безудержные для себя действия из-за ощущения неповиновения. Обидчивостью является способность увидеть в общении и действиях иных людей иронию, игнорирование, стремление опустить тебя, что очень сильно портит жизнь. Под подозрительностью – стремление наблюдать в словах и действиях иных людей сокрытый замысел, ориентированный наперекор тебе. Это может служить симптомом нездоровья психического состояния. Вербальной агрессией является представление отрицательных эмоций посредствам конфигураций, в частности при помощи содержания словесных отзывов о собеседнике. Последствиями необдуманных изречений имеют все шансы являться куда более безудержными, чем результат драки. Под чувством вины – вероятную позицию в том, что субъект представляет собой нехорошего человека, все его действия сделаны недостаточно хорошо, а кроме того у такого человека обострены ощущения им угрызений совести.
У 10 обучающихся, высокий уровень агрессивного состояния подтвердилось. Это свидетельствует о несдержанности, сложностях в общении с людьми, демонстрации превосходства по отношению к сверстникам.
Таким образом, нам необходимо разработать коррекционную программу для снижения уровня агрессивного поведения студентов.