Воспитательные ресурсы современного урока
Аннотации
В статье ставится актуальная проблема исследования воспитательных ресурсов современного урока, раскрываются возможности урока в «воспитании души» средствами образовательной деятельности.
Цель статьи – осмыслить инновационные изменения в понимании и определении воспитательного потенциала современного урока, раскрыть его ресурсы в условиях «новой школы». Авторы анализируют дидактические перспективы развития урока в образовательной практике, последовательно раскрывают содержательные, коммуникативные, эстетические и нравственные аспекты воспитания на уроке. Обозначенные ресурсы включают учителя и ученика в диалог с содержанием обучения, выявляют его проблемный характер. Смыслоцентризм построения содержания урока в новых социальных условиях сопровождается примерами.
Уделяется внимание ценностному самоопределению учителя, его влиянию на нравственный выбор
учеников и общение с их родителями. Приводится список книг, организующих самообразовательное чтение учителя в пространстве литературного потока. В статье доказано, что воспитание становится процессом наполнения жизни ребенка высокими ценностными отношениями и новым культурологическим и жизненным опытом. Авторами приведены примеры интерпретации слова «урок», его смыслового и звукового наполнения. Раскрыты воспитательные ресурсы разных типов урока. Итог статьи – отражение точки зрения педагогической науки на перспективы поиска ресурсов воспитания на уроках в современной школе.
Содержание статьи будет необходимо педагогам, повышающим свою квалификацию, и студентам педагогических специальностей.