Аннотация. В статье раскрыты и исследованы детско-родительские отношения, сущность понятия «агрессивное поведение», его структура и особенности проявления в детском возрасте. Экспериментальная работа по изучению влияния детско-родительских отношений на агрессивное поведение младших школьников проводилось с использованием методик: «Тест-рисунок Несуществующее животное», «Тест руки Вагнера», методика Эйдимиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)».
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, детско-родительские отношения, младший школьный возраст.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность [1].
Тема агрессии и агрессивного поведения, в последнее время обращает на себя внимание, как со стороны общественности, так и научно-педагогической мысли. Рост детской и подростковой преступности авторы ряда исследований связывают с их агрессивностью и факторами её обуславливающими [2].
Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает «нападать».
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к [3]:
- врожденным побуждениям и задаткам;
- потребностям, активизируемым внешними стимулами;
- познавательным и эмоциональным процессам;
- актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
Р.Бэрон и Д.Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой [4].
Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность, поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред [5].
В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как [6]:
- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
- тенденцию к разрушению;
- направленность на причинение вреда окружающим людям;
- склонность к насилию (причинению боли).
Структуру агрессивного поведения можно представить в виде таблицы (таблица 1).
Таблица 1.
Структура агрессивного поведения
По направленности |
По цели |
По методу выражения |
По степени выраженности |
По наличию инициативы |
Агрессия, направленная вовне |
Интеллектуальная агрессия |
Физическая агрессия |
Прямая агрессия |
Инициативная агрессия |
Аутоагрессия - направленная на себя |
Враждебная агрессия |
Вербальная агрессия |
Косвенная агрессия |
Оборонительная агрессия |
Агрессию в действиях и поведении ребенка, можно наблюдать уже с раннего детства. Чаще всего это приступы упрямства, выраженные криками, слезами, попытками ударить, падениями на пол, а также агрессивным поведением, капризами, негативизмом, строптивостью, своеволием, обесцениванием взрослых, протестом, и даже бунтом и стремлением к деспотизму.
Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых [7].
Строптивость: носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания, установленных для ребенка.
Своеволие: заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается самостоятельность в намерении, в зачатке.
Обесценивание взрослых: например, если мать услышала от ребенка в свой адрес ругательное слово.
Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются [8]:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, можно отметить: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками [9].
Проблема взаимодействия взрослого с ребенком занимает в психологии одно из центральных мест, это обусловлено осознанием исключительной роли взрослого в развитии ребенка. Как отечественные, так и зарубежные авторы говорят о значимой роли родителей в жизни ребенка, о специальной подготовке близких к выполнению практических функций, подразумевая, что родитель – лучший педагог для собственного ребенка [10].
У родителей, погруженных в бытовые проблемы, занятых на работе, поглощенных многочисленными обязанностями, часто не остается времени и сил на совместную деятельность с ребенком. Дефицит общения, взаимодействия приводит к отсутствию четких знаний и представлений о психофизических особенностях ребенка, его интересах и способностях, достижениях и неудачах в процессе развития.
Очевидно, что психическое развитие детей возможно только в условиях взаимодействия с взрослым и во многом определяется характером его отношений с социальным окружением.
Роль взрослого состоит в том, что он должен так участвовать в совместной деятельности, чтобы организация и регуляция, которую он вначале осуществляет, превратилась бы в саморегуляцию и самоорганизацию ребенка. Для того чтобы взаимодействие носило развивающий характер, взрослый до начала его осуществления должен определить цели и задачи взаимодействия, исходя из двух оснований: уровня наличного развития ребенка, и уровня его ближайшего развития.
Значимая роль в процессе взаимодействия отводится рефлексивной стороне, которая предполагает формирование образа себя и образа другого как участников и образа ситуации взаимодействия.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть определены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства».
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельность, ее организацией и высокими нравственными ценностями.
Различают следующие стили семейного воспитания:
Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей.
Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни.
Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым.
Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, – приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками [11].
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Однако остаётся неясным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность детей.
Исследование проводилось на базе средней школы № 28 г. Челябинска. Количество испытуемых составило 27 человек, среди них мальчиков − 15, девочек − 12 в возрасте от 7 до 11 лет.
По результатам анализа теста «Несуществующее животное» из 27 обследуемых детей выявлено, что у испытуемых преобладают следующие формы агрессии:
- вербальная агрессия выявлена у 24 детей, что составляет 88,9%;
- защитно-ответная у 8 детей, что составляет 29,6%;
- агрессивная защита от людей, обладающих властью, авторитетом, выявлено у 3 детей, 11% испытуемых;
- пониженный эмоциональный фон – 70% испытуемых.
Таким образом, по результатам данной методики наиболее преобладает вербальная форма агрессии, наименее выражена защитно-ответная.
Для уточнения и расширения представлений об особенностях личностных качеств, сопутствующих агрессивному поведению детей мы использовали тест «Руки Вагнера» [12]. Результаты исследований по тесту «Руки Вагнера» отражены в таблице 2.
Таблица 2.
Особенности личностных качеств, сопутствующих агрессивному поведению
агрессия |
указание |
страх |
коммуникация |
эмоциональность |
зависимость |
демонстративность |
активная безличность |
пассивная безличность |
увечье |
49% |
15% |
4% |
7% |
0% |
28% |
26% |
22% |
0% |
1% |
Таким образом, в ответах испытуемых преобладают ответы по категории агрессивности 49%; отсутствуют ответы по категориям «Эмоциональность» и «Пассивная безличность».
Сравнительный анализ полученных данных по результатам «Теста руки Вагнера», «Несуществующего животного», позволяет сделать вывод, что для данной группы испытуемых характерными проявлениями являются следующие черты: неадекватное эмоциональное отреагирование; неуверенность в себе, в своих силах; плохая приспособляемость; низкая адаптивность; повышенная конфликтность; неспособность к конструктивному взаимодействию, что может вызвать агрессивное поведение.
Полученные данные по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) приведены нами в таблице 3.
Таким образом, вербальная форма агрессии у детей дошкольного возраста встречается в семьях с такими нарушениями воспитания детей, как гипопротекция, гиперпротекция, потворствование, игнорирование потребности ребенка, воспитательная неуверенность родителей, вынесение конфликта между супругами.
Защитно-ответная форма агрессии встречается в семьях с такими нарушениями в семейном воспитании, как вынесение конфликта между супругами, воспитательная неуверенность родителей, чрезмерность требований, гиперпротекция.
Таблица 3.
Частота встречаемости нарушений в семейном воспитании
Типы нарушений в семейном воспитании |
Название шкалы |
Кол-во человек |
% соотношение |
Гиперпротекция |
Г + |
4 |
14,8 |
Гипопротекция |
Г - |
4 |
14,8 |
Потворствование |
У + |
3 |
11,1 |
Игнорирование потребностей |
У - |
3 |
11,1 |
Чрезмерность требований, обязанностей |
Т + |
5 |
18,5 |
Воспитательная неуверенность родителей |
ВН |
6 |
22.2 |
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания |
ВК |
7 |
25,4 |
Чрезмерность санкций |
С + |
2 |
7,4 |
В результате исследования были выявлены следующие типы семейного взаимодействия, влияющего на агрессивное поведение дошкольников.
I тип семейного взаимодействия − «деструктивный» (25 % испытуемых). Отношения между родителями отличаются некорректностью, отсутствием такта, чувства меры, зачастую открытой нетерпимостью. Процесс воспитания ребенка − предмет манипулирования в отношениях между супругами.
Детям, в свою очередь, демонстрируются негативные эмоции (злость, раздражение), вслух выражается разочарование, недовольство характером, внешностью, интеллектуальными способностями.
II тип семейного взаимодействия − «конструктивный» (30 % родителей). Родители проявляют уравновешенность, рассудительность, уступчивость, поддерживали в доме ровно-благожелательную, доверительную атмосферу.
Характерна сдержанность в выражении эмоций и особенно негативных, поддержка ребенку оказывается в ненавязчивой форме. Родители проявляют заинтересованность, понимание, доверие, отзывчивость, готовность помочь, поощрить при успехе и ободрить при неудаче.
III тип семейного взаимодействия − «смешанный» (45 % испытуемых - родителей). Семейное взаимодействие в этих случаях включает черты как «деструктивного», так и “конструктивного” типов. При этом отец и мать нередко являются носителями противоположных позиций, что порождает напряженность в семье.
Вывод: Избранная большинством родителей стратегия - успехи в обмен на личную свободу - приводит к повышению у детей не только личностной тревожности, но и повышение агрессивности.
В семьях, где в педагогических целях практикуется ограничение личной свободы и каждое действие ребёнка подвергается оценке со стороны родителей, в школьном возрасте у детей наблюдается повышение уровня агрессивности (в частности вербальной и косвенной агрессии) и враждебности (что проявляется раздражительностью и нежеланием налаживать контакт со сверстниками).
Отсутствие в воспитательном процессе глубокого эмоционального взаимодействия родителя и ребёнка сказывается на последующих взаимоотношениях младшего школьника с классом; предпочтение отдаётся формам общения, не требующих от ребенка глубокого личностного взаимодействия, общение носит инструментальный характер.
Ссылки на источники:
- Педагогическая психология//под ред. Регуш Л.А., Долговой В.И. и др. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ. - 255 с.
- Осипова А.Ф. Влияние самооценки на агрессивное поведение младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 18. – С. 31-35.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – 3-е изд.– М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 2011. – 352 с.
- Крайг Грэйс. Психология развития. – СПб.: Питер, 2012. – 987 с.
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии: учебник – М.: Владос, 2013. – 687 с.
- Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. – М.: Академия, 2009. – 304 с.
- Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. Учебник. – М.: Академия, 2010. – 528 с.
- Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Шумакова О. А. Диагностико - аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации / Библиотека специального психолога: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – Челябинск: Изд-во «АТОСКО», 2008. – 115с.
- Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
- Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Шумакова О. А. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагогические технологии / Библиотека специального психолога: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – Челябинск: Изд-во «АТОСКО», 2008. – 118 с.
- Протниекс И. Психология в семье. – М.: Наука, 2013. – 432 с.