ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ: ПРОГРАММА И РЕЗУЛЬТАТЫ
Аннотации
Актуальность темы связана с тем, что система межличностных отношений оказывает существенное влияние на формирование личности. Это подтверждает проведенный автором анализ основ психолого-педагогической коррекции межличностного взаимодействия, которые заложены в отечественных и зарубежных научных работах. Цель статьи – представить оригинальную Программу психолого-педагогической коррекции межличностного взаимодействия младших подростков, выявить и обсудить изменения, вызванные ее реализацией.
По каждому занятию определены цели и проведена их декомпозиция до уровня упражнений. В период между занятиями продолжалось закрепление формируемых качеств с участием учителей и родителей. Диагностика межличностного взаимодействия младших подростков проведена до и после реализации Программы. При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири выявлены позитивные изменения по фактору «дружелюбие». Результаты применения социометрической техники Дж. Морено (параметрической, с ограничением числа выборов до пяти человек) показали, что реализация
Программы способствовала изменению статуса учеников. По опроснику межличностных отношений В. Шутца выявлены позитивные изменения потребностей в создании и поддержании удовлетворительных отношений с одноклассниками, чаще стали проявляться потребности включения (потребности взаимодействия и сотрудничества), потребности контроля (потребности в сохранении удовлетворительных отношений с опорой на контроль и силу), межличностные потребности в аффекте (с опорой на эмоциональные отношения).
Изменение показателей дружелюбия, принятия группой, потребности включения, потребности контроля, потребности в аффекте до и после реализации Программы подтверждены с использованием многофункционального критерия φ* (угловое преобразование Фишера).
В целом после проведения Программы психолого-педагогической коррекции межличностного взаимодействия у младших подростков повысились уровни необходимых социально-психологических знаний, умений адекватного восприятия, преодоления трудностей межличностного взаимодействия и коммуникативных умений.