Экологический стресс и отношение к месту своего проживания у старшеклассников в экологически неблагополучных местах
Аннотации
В статье обсуждены результаты двух эмпирических исследований, выполненных в 2007 г. и 2015 г., посвященных изучению отношения к месту своего проживания (городу, поселку) у учащихся старших классов общеобразовательных школ, проживающих в экологически грязных зонах. Была выдвинута гипотеза о том, что ключевую роль в воздействии экологического неблагополучия на отношение старшеклассников к месту своего проживания играет экологический стресс, т.е. восприятие экологической угрозы, степени ее опасности. Выявлено, что у старшеклассников с высокими уровнями экологических стрессов достоверно чаще выражены два типа эмоционального отношения к своему городу (поселку). К первому типу относятся заниженные характеристики социального окружения, генерализации отрицательных отношений к внешнему миру, как физическому, так и социальному. Второй тип отличается компенсаторным завышением характеристики социального окружения по сравнению с физическим. В статье обсуждаются теоретические подходы к объяснению выявленных особенностей отношения к месту проживания.