Моделирование подготовки волонтеров русскоязычных программ определяется особенностями деятельности в конкретной программе [1-3]. В целом, основными направлениями этой деятельности являются:
I. Сопровождение адаптации клиентов.
1. Информирование.
2. Снятие эмоционального напряжения.
II. Организация досуга.
1. Организация взаимодействия и общения.
2. Психологическая поддержка в текущем взаимодействии.
3. Сопровождение досуговых мероприятий (кинопросмотров, настольных игр, прогулок, экскурсий, выездов в театры и т.п.).
III. Сопровождение творческой деятельности.
IV. Психологическое сопровождение.
1. Индивидуальное консультирование (открытие возможностей реализации важных жизненных смыслов, разрешение актуальных проблем, профилактика и разрешение конфликтных ситуаций, интеграция прошлого, включая его болезненные периоды, формирование адекватного восприятия настоящего и ориентация на себя как ресурсную личность вне зависимости от возраста).
2. Психологическая работа в группе (группы тренинга, психотерапевтические группы, группы встреч на темы самоосознания, принятия ответственности человеком за самого себя, смысложизненных установок, взаимоотношений с другими, осмысления и принятия своего жизненного пути, соотношения жизни и смерти, кризисов и утрат. Поддержание психологического благополучия людей (эмоциональная поддержка, возможность помощи другим участникам группы, самораскрытие, возможность увидеть свою жизненную ситуацию с позиций других людей, etc.).
V. Организация и поддержка связи с внешним миром
1. Информирование о событиях района, города, области и т.д.
2. Организация контактов с общественными организациями и движениями.
VI. Психологическая работа со специалистами и сотрудниками Русского центра.
1. Психологическое просвещение (лекции, семинары, дискуссии на темы психологических особенностей людей разного возраста, особенностей коммуникации с людьми разного возраста, взаимодействие в конфликтных ситуациях, анализ ситуаций, ролевые игры).
2. Психологическая профилактика (предупреждение конфликтных ситуаций, эмоционального выгорания, повышение мотивации деятельности).
Деятельность, направленная на подготовку волонтера русскоязычных программ, осуществляется в различных формах: психологическая диагностика, лекции, семинары, коррекционно-развивающие занятия, психолого-педагогическая практика, индивидуальная работа с волонтерами [4, 5].
Психологическая диагностика предшествует психолого-педагогической работе, направленной на формирование какого-либо психологического качества. Она необходима для осуществления «входного контроля», выявления состояния формируемого качества у волонтеров.
В нашем случае психодиагностика предполагает определение состояния профессионально важных качеств у действующих и будущих волонтеров. После получения необходимой диагностической информации, предполагается проверка и корректировка содержательных элементов программы с целью достижения наибольшей её эффективности.
По результатам диагностики проводится индивидуальное собеседование с каждым волонтером. В ходе собеседования даются рекомендации по коррекции личности и межличностных отношений.
Программа формирования реализовывалась в виде спецкурса для действующих и будущих волонтеров, поэтому в ней предусматривается как традиционная обучающая работа (лекции, семинары) так и привлечение активных методов обучения (коррекционные занятия, дискуссии, деловые и ролевые игры) .
Психолого-педагогическая практика является важным звеном в процессе формирования профессионально важных качеств будущих волонтеров [6, 7].
Ознакомление с деятельностью волонтера русскоязычных программ, освоение этой деятельности непосредственно во взаимодействии со специалистами-психологами, «проба сил» в условиях реальной работы, изучение профессионального опыта старших коллег, наблюдение за личностными проявлениями волонтера в работе с людьми разного возраста, активно способствуют формированию профессионально важных качеств волонтеров [8, 9].
Психолого-педагогическая практика не входит в спецкурс, тем не менее, является своего рода проверкой действием, она дает возможность волонтерам применить формируемые профессионально важные качества в условиях реальной работы волонтера русскоязычных программ.
В этой связи психолого-педагогическая практика имеет непосредственное отношение к реализации программы в процессе формирования профессионально важных качеств будущих волонтеров.
Лекционные и семинарские занятия имеют целью ознакомление с теоретическими подходами к формированию профессионально важных качеств, волонтера русскоязычных программ.
На наш взгляд, интегративный потенциал достижения успешности названной подготовки имеют активные методы обучения.
Активные формы обучения являются мощным многоаспектным психологическим и педагогическим средством личностного развития.
Активное обучение способствует формированию необходимых профессиональных умений и навыков, позволяет применение знаний, полученных во время лекционных, семинарских, самостоятельных занятий на практике, дает возможность каждому волонтеру «попробовать себя» в деятельности, моделирующей реальную.
Помимо обучающей функции, активные методы обучения способствуют накоплению профессионального опыта, развитию и коррекции личностных качеств, самосознания, коррекции межличностных отношений, благодаря эффекту работы в группе.
В их число входят, прежде всего, комплексы коррекционно-развивающих упражнений, дискуссии, ролевые, деловые, организационно-деятельностные, организационно-обучающие, творческие игры, методы, направленные на развитие социальной перцепции (упражнения по развитию сенситивности), методы телесной терапии, медитативные техники (в том числе упражнения по развитию саморегуляции, эмоциональной устойчивости, etc.).
Комплексный подход к подготовке волонтеров русскоязычных программ предполагает также проведение психологического консультирования и коррекции личности волонтеров на всех этапах реализации программы.
Полинаправленность форм работы, их многофункциональность и взаимосвязанность в ходе подготовки являются важным условием обеспечения высокого уровня названных качеств.
Таким образом, психолого-педагогическое взаимодействие в процессе формирования профессионально важных качеств волонтеров русскоязычных программ представляет собой систему взаимосвязанных элементов – целей, форм деятельности, её функций и результата, определяемого уровневыми показателями. Взаимосвязи элементов системы, а также их содержательное наполнение в ходе ее реализации обеспечивают целостность всей системы подготовки волонтеров русскоязычных программ.