Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена исследованию влияния детско-родительских отношений на страхи средних дошкольников. Дано определение понятию «страх», выявлены особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста. Исследовано влияние детско-родительских отношений на страхи детей дошкольного возраста при помощи методик: опросник на выявление страхов у детей на основе опросника Т.П.Смирнова, методика выявления страхов у детей с помощью рисования (А.И.Захарова) и ОРО (опросник родительского отношения) Я.А.Варга, В.В.Столина. Представлены результаты этого исследования.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, страх, страхи средних дошкольников.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений [1].

Семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво. Можно определить и два противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств).

Например, выявлены следующие типа воспитания [2]:

Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.

Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.

Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.

Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.

Названы и варианты типов семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество [3].

Диктат – систематическое подавление инициативы другого.

Опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка.

Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и «детей».

Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отношений общим целям и задачам совместной деятельности.

Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.

Таким образом, есть все основания сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.

В первый период жизни исключительное значение придается матери. Она ухаживает за ребенком, ласкает, улыбается, играет и разговаривает с ним.

Дж. Боулби одним из первых отметил эмоциональную бесчувственность, неспособность к привязанности и любви, отсутствие чувства общности у детей, лишенных материнской заботы [4].

Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец - олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. Отец - наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы [5].

Братья и сестры - подвижная стихия, создающая стимулы самого различного порядка и в большинстве случаев высокой интенсивности.

Возможность совместной игры, общие игрушки, сладости, внимание родителей, посвященное им всем, решение мелких каждодневных споров, взаимосоревнование и ревность - все это стимулирует здоровое развитие ребенка, облегчая ему включение в общество. Наличие братьев и сестер делает мироощущение человека более полным, а его уверенным и защищенным [6].

Воздействие старшего поколения (бабушек и дедушек) на воспитательный потенциал семьи неоднозначно. Это сложный и противоречивый процесс. Состояние психологического климата семьи во многом зависит от взаимоотношений бабушки и дедушки с родителями ребенка, от их позиции. Помогая воспитывать детей, родители супругов в одних случаях способствуют укреплению семьи, в других же - их присутствие ухудшает психологический климат семьи и семейные отношения.

Контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание к ребенку и дисциплина — единицы поведения, которые позволяют родителю выразить любовь к ребенку. Все это положительно влияет на снижение тревожности и улучшает способность ребенка к обучению.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. В психологической науке существуют различные методологические подходы к определению понятий «страха», «тревоги» и «тревожности» [7, 8, 9].

Изард К. замечает, что страх - это очень сильная эмоция, переживаемая как тревожное предчувствие и беспокойство.

Страх можно считать и проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего, потенциально травмирующего стимула. Такими стимулами или раздражителями могут стать боль, испуг, болезнь, конфликты и неудачи. Само чувство страха появляется непроизвольно, помимо воли ребенка, и сопровождается выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса.

Страх и тревога чрезвычайно схожи, поэтому на определенном этапе развития психологической науки понятия «страх» и «тревога» были синонимами.

В обоих понятиях отражается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Можно выстроить цепочку эмоциональных переживаний, возникающих в ситуации опасности и различающихся по степени выраженности: «ужас - испуг - страх - тревога - опасение - беспокойство - волнение».

В данной цепочке тревога и страх имеют общий эмоциональный компонент, объединяющее начало - чувство беспокойства и волнения и общее завершение, крайнюю степень или апофеоз - ужас.

Однако, несмотря на некоторое сходство, страх и тревогу следует различать. Ребенок, находящийся в состоянии безотчетного и неопределенного беспокойства, - ощущает тревогу, а ребенок, боящийся определенных объектов, людей, событий или мыслей, - испытывает страх.

Существует три группы подходов к пониманию понятий «страх» и «тревога»:

1) страх и тревога - это специфические эмоции (психические процессы);

2) страх (боязнь) и тревога - это психические (эмоциональные) состояния;

3) боязливость и тревожность - индивидуальные свойства личности.

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.

Обычно страхи делятся на три видовые группы: природные (биологические страхи), социальные страхи и внутренние (экзистенциальные). К первой группе относятся страхи, прямо связанные с угрозой человеческой жизни. Ко второй относятся опасения быть непринятым в обществе, страх публичных выступлений, изменения своего социального статуса: снижение зарплаты, увольнение, отрыв от коллектива и т.д. К третьей группе страхов, относиться страхи которые породило наше сознание человека. Страх перед пространством, временем, непознаваемостью жизни, собой. Первая и вторая группа, как правило, реальной угрозы не несут, и даже не имеют реальной основы для волнения.

Страхи классифицируют и по возрасту - каждому периоду жизни присущ определенный набор страхов. Можно их разделить на детские страхи и взрослые.

Таким образом, страх – это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.

Детские страхи – это обычное явление для детского развития. Они имеют большое значение для ребенка.

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности проходят у детей в том случае, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также они учитывают индивидуальные особенности своего ребенка.

Наиболее часто младшие дошкольники испытывают страх смерти. О том, что ребенок боится смерти, можно догадаться по наличию других страхов, прежде всего, испытываемых во сне (страшных снов), боязни нападения, боязни огня и пожара, боязни заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков). Страх перед Змеем Горынычем – это замаскированный ужас, вызываемый огнем и пожаром. В то же время дети заметно боятся змей, укус которых смертелен, и крайне болезненно переносят операции и болезни даже не очень знакомых людей.

Основная причина страхов у детей – неуверенность в себе, порождающая робость, тревожность, несамостоятельность, а также те недостатки и ошибки умственного развития, которые ведут к неведению, к снижению уровня ориентации ребенка в окружающем мире. Чего ребенок не понимает, того он и боится. Уровень умственного развития имеет прямое отношение к характеру детских страхов и ключ к пониманию детских страхов заключается в анализе его вопросов.

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей Ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Среди возможных причин возникновения этого состояния называются физиологические и индивидуальные особенности детей, взаимоотношения со сверстниками и родителями, влияние социальной среды.

Дети, имеющие низкую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости. Дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Они очень чувствительны к своим неудачам, болезненно и остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.

Контекстом, в котором может возникнуть подлинный интерес родителей и детей друг к другу, может служить любая деятельность (посещение концерта, прополка огорода, похороны собаки или работа над проектом). Гибкость методов воспитания, дух сотрудничества, а не соперничества, терпение и доверительные отношения между родителями и детьми, выполнение детьми домашних обязанностей, участие обоих родителей в воспитании, уважение к личности и интересам ребенка, высокий уровень доходов семьи, хорошее питание – таковы составляющие успешного воспитания ребёнка [10 - 17].

Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствует его здоровому развитию. Человек, которого игнорируют, дразнят, унижают, над которым смеются, которого ругают или высмеивают, чувствует, что с ним обращаются как с незначительной личностью. Его личностью пренебрегают. Такие отношения (контакты) между родителем и ребенком ведут к появлению страхов и патологии личности.

Под воздействием той или иной группы причин у детей складывается показатель высокого уровня тревожности, способствующий нарушению эмоционального благополучия ребенка, в результате чего у ребенка возникают трудности в коммуникативной деятельности.

Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Это можно сделать при мощи диагностических методик.

Для исследования из детского сада были отобраны 18 человек, в возрасте 4-5 лет. 
Из 18 человек 11 девочек и 7 мальчиков. На начало эксперимента все дети группы посещали детский сад, с ними своевременно проводились занятия, включенные в общий план работы на весь учебный год. Дети посещали занятия по математике, развитию речи, физкультурные, музыкальные занятия, занятия по изобразительному искусству и т.д. Все дети, участвующие в эксперименте одного возраста 3-4 лет. У данных детей не наблюдалось ярких проявлений страхов дома и в детском саду. Дети данной группы дружные, самостоятельно организуют игры. Дети группы вместе со второй младшей группы, новых детей нет, из группы никто не ушел. Большинство детей живут в полных семьях. Двое детей воспитываются одной мамой. У троих дошкольников есть старшие братья и сестры. У одного младший брат. Один ребенок из многодетной семьи. Остальные дети являются единственным ребенком в семье. Из беседы с родителями дети никогда не проявляли и не говорили о своих страхах. Самостоятельно организуют игры дома. Играют как в одиночестве, так и привлекают родителей, братьев, сестер, сверстников.

По наблюдениям воспитателей и родителей проявлений страхов у детей не отмечалось. Также о наличие страха говорит положительный ответ на вопрос о наличии страха. Детям был задан вопрос: «Чего вы боитесь». Некоторые дети (4 мальчика и 3 девочки) не признавали наличия у себя каких-либо страхов. В этих случаях применялся прием: «маленькие дети всегда чего-нибудь боятся. А чего боялся ты, когда был совсем маленьким». Четверо детей ответили отрицательно.

ОРО – опросник родительского отношения Я.А. Варга и В.В. Столин.
Опросник показал, что:
«Принятие – отвержение» - у 4 дошкольников (22%). Шкала отражает эмоциональное отношение к ребенку.
«Кооперация» - в семьях 6 дошкольников (33%). Социально-желательный образ родительского отношения.
«Симбиоз» - в семьях 4 дошкольников (22%). Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.
«Авторитарная гиперсоциализация» - у 3 детей (17%). Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.
«Маленький неудачник» - у 1 ребенка (6%). Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителями.
Полученные результаты подверглись обработке, согласно нормам по каждой шкале. Представим полученные результаты на рисунке 1: 

Рис. 1 Результаты диагностики детско-родительских отношений по методике ОРО – опросник родительского отношения Я.А. Варга и В.В. Столин

 
Чтобы проверить, влияют ли детско-родительские отношения на страхи дошкольников, проведем исследование страхов.
Результаты диагностики по методике «Опросник на выявление страхов у младших дошкольников» (Т.П. Смирнова) представлены на рисунке 2. 
Рис. 2. Результаты диагностики страхов по методике «Опросник на выявление страхов у младших дошкольников» (Т.П. Смирнова) 

В результате диагностики страхов у детей дошкольного возраста по методике «Опросник на выявление страхов у младших дошкольников» (Т.П. Смирнова) было выявлено, что в группе 11% детей (2 ребенка) боятся собак, 6% (1 ребенок) боится темноты, 11% (2 детей) боятся родителей, 11% (2 детей) боятся оставаться одни, 16,5% (3 ребенка) – умереть, 11% (2 детей) - того, что умрут родители, 16,5% (3 ребенка)– сказочных героев, 6% (1 ребенок) – уколов, 11% (2 детей) – боли.

В группе из 18 человек чаще всего встречаются два вида страха: 3 ребенка боятся умереть и 3 ребенка боятся сказочных героев. Реже встречаются боязнь собак, родителей, оставаться в одиночестве, смерти родителей, боли, эти страхи встречаются по 2 раза. Самые редко встречающиеся вид страхов – страхи темноты и уколов.

Результаты диагностики по методике выявления страхов у детей с помощью рисования страхов (Захарова А.И.) представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Показатели диагностики страхов у младших дошкольников по методике выявления страхов у детей с помощью рисования страхов (Захарова А.И.)

По результатам диагностики мы выявили следующие уровни страхов детей младшего дошкольного возраста:

У 39% (7 дошкольников) – высокий уровень переживания страхов, у детей наблюдаются напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы, дети испытывают ужас, оцепенение, растерянность, плач.

У 33% группы (5 человек) – средний уровень переживания страхов. У этих детей наблюдается смущение и застенчивость при общении. При остром чувстве беспокойства теряются, не находят нужных слов для ответа, говорят невпопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкают совсем. Взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное.

У 28% группы дошкольников (6 детей) – низкий уровень переживания страхов.

Итак, в результате диагностики было выявлено, что у большинства дошкольников – 39% группы – высокий уровень страхов.

Беседа с дошкольниками показала, что у 9 (50%) дошкольников – высокий уровень переживания страхов. У 5 (28%) дошкольников – средний уровень. 4 (22%) дошкольника с низким уровнем переживания страхов.

Итого: с высоким уровнем переживания страхов – 7 – 39%; средним – 6 - 33%; низким – 5 – 28% дошкольников.

Вывод: чтобы проверить наше предположение, мы воспользовались коэффициентом ранговой корреляции Спирмена. Подсчет по коэффициент ранговой корреляции Спирмена мы провели по всем 5 шкалам и установили, что по нашей выборке детско-родительские отношения оказывают влияние на возникновение страхов у младших дошкольников.

Ссылки на источники:
  1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р.Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
  2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2010. – 304 с.
  3. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
  4. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический проект, 2014. – 233 с.
  5. Давыдов В.В., Зинченко В.П., Принцип развития в психологии // Вопросы философии, 1980. – №12. – стр. 47-60.
  6. Голубева В.Л., Башмакова М.Ю. Панические атаки и ночной сон. – СПб: «Речь», 2014. – 124с.
  7. Изард К. Эмоции человека. – М.: Речь, 2011. – 954 с.
  8. 8.         Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: «Союз», 2012 –342с.
  9. Кузьмина М. Детский невроз страха. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 208 с.
  10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология" / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000.
  11. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  12. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
  13. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  14. Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Долгова В.И., Павлова В.И., Камскова Ю.Г., Сиваков В.И., Волчегорская Е.Ю., Худякова Н.Л., Коломийченко Л.В., Пономарёва Л.И. Феномен развития детей дошкольного возраста: коллективная монография / Москва, 2013. – 234 с.
  15. Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников. - Челябинск: АТОКСО, 2010. – 123с.
  16. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. С. 33-34.
  17. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11 (117). С. 191-196.
  18. Долгова В.И., Журбенко С.С. Психолого-педагогическое моделирование пантомимической деятельности // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 5 (25). - С. 99-102.