Мы живем во время политических и социально-экономических перемен, которые коснулись каждого человека в большей или меньшей степени. Ситуация стресса на данный момент становится нормой и наша задача научиться управлять собственным эмоциональным состоянием ради сохранения личного психического и физического здоровья, а так же здоровья окружающих нас людей.
Исследование эмоциональной устойчивости педагогов инклюзивного образования является исключительно актуальной проблемой ученых. Представляемое в этой статье обощение проведено с опорой на проведенные под нашим руководством коллективные исследования последнего (2016) года по проблемам преодоления эмоционального выгорания и деформации личности педагогов (Долгова В.И., Гольева Г.Г., Кунилова А.А., [1]; по проблемам психолого-педагогической коррекции социальных стрессов и дезаптации личности (Долгова В.И., Василенко Е.А., [2]; по проблемам безопасность личности субъектов психолого-педагогического образования (Долгова В.И., Кондратьева О.А., [3]); по результатам выявления факторов мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов (Долгова В.И., Гольева Г.Ю., [4]).
Данное исследование мы разделили на два основных этапа:
- Сбор первичных данных.
- Проведение психолого-педагогической программы по управлению эмоциональным состоянием педагогов; констатирующий эксперимент; анализ и описание полученных результатов.
Цель второго этапа исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность психолого-педагогической программы по управлению эмоциональной устойчивостью педагогов инклюзивного образования.
Для диагностики были выбраны следующие методики:
1. Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога:
методика предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости; позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а так же оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Представляет собой перечень из 84 утверждений, с которыми испытуемые должны согласиться или не согласиться. Показатели положительных и отрицательных ответов, совпадающих с «ключом» (приложение 1) суммируется. После этого можно измерить уровень нервно-психической устойчивости и сделать прогноз.
2. Диагностика «эмоционального выгорания» В.В.Бойко:
методика позволяет оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе (фаза напряжения(симптомы «переживания психотравмирующих обстоятельств», неудовлетворённости собой, «загнанности в клетку», «тревоги и депрессии»), фаза резистенции (симптомы неадекватного избирательного эмоционального реагирования», «эмоционально-нравственной дезориентации», «расширения сферы экономии эмоций», «редукции профессиональных обязанностей»), фаза истощения(симптомы «эмоционального дефицита», «эмоциональной отстранённости», деперсонализации, «психосоматических и психовегетативных» нарушений).
Методика так же состоит из 84 утверждений, на которые испытуемые должны ответить положительно или отрицательно. Предложенная методика даёт подробную картину синдрома «эмоциональное выгорание». Она позволяет увидеть ведущие симптомы выгорания. Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
3. Опросник нервно-психического напряжения Т.А. Немчина:
предназначен для диагностики нервно-психического напряжения и его проявлений. Состоит из 30 вопросов, на которые нужно выбрать один из трёх вариантов ответа (более подходящий вариант ответа для отвечающего). После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. Каждый вариант ответа имеет свою балловую ценность (1,2 и 3 баллов).
В нашем исследовании принимали участие 10 педагогов инклюзивного образования преподающие в старшем и среднем звеньях. Все испытуемые являются представителями женского пола разной возрастной категории (28-57 лет).
На первом этапе исследования в педагогическом коллективе видимых конфликтов не наблюдалось. Большая часть с увлечённостью проходили предлагаемые испытания. В команде испытуемых был выявлен один лидер, который в первые дни исследования высказывал недовольства по поводу «пустой страты времени».
40% испытуемых с сильной заинтересованностью принимали участие в исследовании, интересовались результатами, уточняли инструкции и т.п.
20% испытуемых дольше адаптировались к условиям исследования. Примерно к середине исследования они включились в процесс и были со всеми на уровне.
Оставшаяся группа учителей (40%) относились к исследованию нейтрально.
Результаты первого этапа исследования:
- По методике оценки нервно-психической устойчивости.
Рисунок 1. - Результаты диагностики оценки нервно-психической устойчивости.
По методике оценки нервно-психической устойчивости мы можем наблюдать преобладание среднего (70% испытуемых) и высокого (30%) уровней нервно-психической устойчивости, в то время, как низкий уровень устойчивости не зафиксирован ни у одного человека в группе.
По полученным данным можно сделать вывод, что группа педагогов участвовавшая в исследовании эмоционально устойчива, нервные срывы маловероятны. Однако, стоит заметить, что у 40% испытуемых результат диагностики показал допустимый предел (приложение 2, таблица 1). Это значит, что конкретным испытуемым стоит научиться следить за своим состоянием, ради сохранения здоровья.
- По методике диагностики эмоционального выгорания В.В.Бойко.
Рисунок 2. - Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания.
На рисунке 2 мы видим результаты диагностики уровня эмоционального выгорания. У 90% испытуемых из-за эмоционального выгорания не сформирована и только у 10 % (1 человек) в стадии формирования. Исходя из того, что ни один участник исследования не показал высокий уровень эмоционального выгорания мы можем сделать вывод о высоком уровне контроля педагогами над своим эмоциональным состоянием. Это подтверждается личной беседой с педагогами. У каждого имеется хобби, с помощью которых они переключаются, релаксируют.
Однако, стоит отметить человека с средним показателем. Если взглянуть с математической точки зрения, то до высокого показателя не хватило всего 6 баллов. Возможно причина в небольшом опыте работы (среди испытуемых, она самая младшая) или в других факторах. Для более достоверного ответа потребуется повторная диагностика и беседа с участницей (повторная диагностика будет проводиться в магистерской работе).
- По результатам опросника нервно-психического напряжения Т.А. Немчина.
Всего 20% испытуемых показали умеренный уровень напряжения и 80% низкий уровень напряжения. Для подобной тяжёлой эмоционально профессии очень хорошие показатели. Наглядно результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. - Результаты диагностики «оценка нервно-психического напряжения».
На втором этапе мы провели программу по управлению эмоциональной устойчивости педагогов, разработанную Долговой В.И., Гольевой Г.Ю. [5].
Программу разделена на 3 блока:
Первый блок включает в себя просветительскую деятельность. Здесь мы знакомим педагогов с такими понятиями как эмоциональная устойчивость, эмоциональная напряжённость, профессиональная дезадаптация, самоконтроль и т.д., разбираем их суть.
Второй - практическую. В данном блоке на практических примерах разбирается несколько техник и методов по управлению личным эмоциональным состоянием и выявлению причины возникновения неблагоприятных эмоций, а также для избегания ситуаций развития эмоционального напряжения. Проигрывается несколько ситуаций с целью поиска группой наиболее подходящей модели поведения.
Третий блок включает в себя консультативную деятельность в которой группа делится своими наблюдениями и достижениями в работе по контролю над своим эмоциональным состоянием, разбирает интересующие вопросы для более эффективного управления личным эмоциональным состоянием и регуляции неблагоприятных ситуаций.
Повторная диагностика показала следующие результаты:
- По результатам методики оценки нервно-психической устойчивости
Рисунок 4. – Результаты повторной диагностики оценки нервно-психической устойчивости
Как показано на рисунке 4, процентное изменение уровня нервно-психической устойчивости остался неизменным. Но стоит заметить, что программа способствовала сдвигам в лучшую сторону, хоть и не таким явным.
- По результатам диагностики эмоционального выгорания В.В.Бойко.
По рисунку 5 так же не видно изменений в процентном соотношении.
Рисунок 5. - Результаты повторной диагностики уровня эмоционального выгорания.
По опроснику нервно-психического напряжения Т.А. Немчина.
Рисунок 6. - Результаты повторной диагностики «оценка нервно-психического напряжения».
На рисунке 6 мы можем наблюдать процентные изменения. Вместо 20% испытуемых со средним уровнем нервно-психического напряжения осталось всего 10% (1 человек), а низкий уровень нервно-психического напряжения теперь имеют 90% испытуемых вместо 80%.
Рассмотрим сводную таблицу по всем полученным результатам, для более конкретного выявления изменений у испытуемых.
Таблица 1 – сводные результаты по трём методикам с учётом первичной и вторичной диагностик
№ |
Оценка нервно-психической устойчивости |
Уровень эмоционального выгорания |
Оценка нервно-психического напряжения |
|||
Первичная диаг-ка |
Вторичная диаг-ка |
Первичная диаг-ка |
Вторичная диаг-ка |
Первичная диаг-ка |
Вторичная диаг-ка |
|
1 |
13(высокий) |
12(высокий) |
25(низкий) |
25(низкий) |
40(низкий) |
40(низкий) |
2 |
26(средний) |
25(средний) |
30(низкий) |
30(низкий) |
39(низкий) |
39(низкий) |
3 |
10(высокий) |
10(высокий) |
29(низкий) |
30(низкий) |
35(низкий) |
34(низкий) |
4 |
28(средний) |
22(средний) |
55(средний) |
45(средний) |
66(средний) |
60(средний) |
5 |
20(средний) |
15(средний) |
30(низкий) |
29(низкий) |
46(низкий) |
45(низкий) |
6 |
19(средний) |
16(средний) |
25(низкий) |
26(низкий) |
48(низкий) |
45(низкий) |
7 |
10(высокий) |
9(высокий) |
31(низкий) |
30(низкий) |
42(низкий) |
42(низкий) |
8 |
28(средний) |
26(средний) |
32(низкий) |
27(низкий) |
51(средний) |
49(низкий) |
9 |
27(средний) |
27(средний) |
28(низкий) |
25(низкий) |
40(низкий) |
39(низкий) |
10 |
20(средний) |
19(средний) |
35(низкий) |
34(низкий) |
42(низкий) |
42(низкий) |
ключ |
Высокий: 1-13 Средний: 14-28 Низкий: 29-… |
Высокий: 61-… Средний: 37-60 Низкий: 1-36 |
Высокий: 71-90 Средний: 51-70 Низкий: 30-50 |
Изучив таблицу 1, мы можем наблюдать, что изменения в лучшую сторону произошли по всем методикам. Объяснить такую ситуации можно тем, что первичная диагностика показала довольно высокие результаты по эмоциональной устойчивости педагогов и последующая работа может проходить по поддержанию этого уровня и более глубокого понимания природы негативных эмоций и реакции на происходящее в целом.