Полный текст статьи
Печать

Актуальность исследования психологической адаптации первоклассников к школе определяется состоянием всех сфер нашего общества на сегодняшний день. В настоящее время в мире наблюдается напряженное политическое и экономическое состояние, а дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, как будет организована схема работы всех направлений деятельности общества. Процесс адаптации играет важную роль в развитии личности на любом жизненном этапе человека, так как успешность данного процесса оказывает влияние на качество выполняемой деятельности.

В произведениях литературы по психологии встречаются различные определения понятия адаптация, но все они, в основном, сводятся к одному смыслу – «это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды».

Поступление в школу ведет к существенномуу изменению в концепции общественных взаимоотношений и деятельности учащихся и сходится с этапом второго физического кризиса, приходящегося на возраст 6-7 лет. Адаптированность ребенка к систематическому обучению в школе является важным итогом исследуемого психического процесса, так как является залогом успешного обучения в школе.

  В связи с изменением социальной роли, изменяется самосознание личности ребенка, происходит переоценка ценностей. Именно в первое время пребывания ребенка в школе складываются новые формы его отношений с окружающей средой, с самим собой, формируются способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, определяются направления личностной самореализации, наблюдаются различия в развитии по гендерному признаку.      Изучением проблемы психологической адаптации занимались такие ученые, как П.К. Анюхин, А.Л. Венгер, С.Г. Вершдлевский, Г.С. Зобина, Л.А. Кадыбович, И.К.Кряжева, А.Г Мороз, Т.С. Полякова, И.В. Шалыгина. Учеными даны различные определения адаптации, виды и методы изучения, но гендерные аспекты психологической адаптации первоклассников к школе остаются недостаточно изученными.

Явление приспособления сопряжено с овладением человеком новейшим способом деятельности, новейшей значимостью, с переменами его социального окружения. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент становления личности, от которого в значительной степени зависит характер её дальнейшего развития. Успешная адаптация позволяет сочетать интегрированность ребёнка в группе с его индивидуальной автономностью.

С целью обозначения условия общепризнанных мерок применяется слово, «устойчивая адаптация». Присутствие изменений обычных обстоятельств существования возникают условия, добавляющие дезорганизацию в психологическую работу. В данном случае обязана активизироваться система переадаптации. Под переадаптацией на сегодняшний день подразумевается процедура перехода с капиталом стабильного приспособления в обычных обстоятельствах в пребывание сравнительно стабильного приспособления в новейших необычных обстоятельствах жизни или итог данного движения, обладающий удачной ролью для персоны.

В общем смысле адаптация, по определению В.И. Медведева, рассматривается как "системная реакция организма, обеспечивающая возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности". По другому определению, адаптация – это совокупность реакций живой системы, поддерживающих ее функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды. К.К. Платонов определяет адаптацию как пластичное приспособление внутренних изменений к изменениям внешним. Как указывает Р.М. Баевский, процессы адаптации направлены на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой и связаны как с самосохранением функционального уровня саморегулирующейся системы, так и с выбором функциональной стратегии достижения цели. Под психической адаптацией понимается непрерывный процесс активного приспособления психики человека к условиям окружающей его физической и социальной среды, а также результат этого процесса. Согласно Ф.Б. Березину, психическую адаптацию можно определить, как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды [1].

По описанию Дубровиной И.В., психологическая адаптация – это приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества. Безруких М.М. пишет, что «в основе приспособления человека к ситуации лежит не только субъективное восприятие, но и объективные критерии. В качестве объективного критерия адаптации обычно выделяют продуктивность соответствующей деятельности, а субъективного - эмоциональное самочувствие человека, переживание им состояния равновесия или тревоги» [2].

К.К. Платонов выделяет следующие взаимосвязанные виды психической адаптации (и соответственно дезадаптации) человека, рассматриваемые как составляющие ее компоненты:

1) (психо)физиологическая адаптация, или свойство организма целесообразно перестраивать физиологические функции в соответствии с требованиями среды. Сюда относятся такие адаптивные процессы, нарушение которых приводит к отклоняющемуся поведению и как следствие - собственно психологической дезадаптации, а также физиологические проявления стресса.

2) Собственно психологическая адаптация, нарушения которой связаны с напряженностью, психологическим стрессом.

3) Психо-социальная адаптация, или адаптация личности к общению с новым коллективом.

Подобное отделение образующих психологического приспособления изображены у Ф.Б. Березина, выделяющего их обязательную связь, характеризующую формирование соответственных пропорций среди психологической работы, обусловливающей действия, и физические приспособления, какие гарантируют данное действие. Этим психологическое приспособление рассматривается равно как систематическое явление, какое никак не объединяется только лишь с эмоциональной приспособленностью и потребует с целью собственного исследования учета равно как эмоциональных, так и физических характеристик. Согласно установлению Ц.П. Короленко, под определением "психологической адаптации" подразумевается приспособление степени выраженности психологических функций в их накопленной взаимосвязи [3].

Психосоциальное приспособление равно как процедура и итог вхождения индивида в новейшую социокультурную сферу, кроме того находится в зависимости с ценностными ориентациями индивидуума, со способностями их свершения в надлежащей общественной роли и с принятиями индивидуумом общественной значимости. Согласно формулировке В.В. Романова, в базе общественной адаптивности находится психическая приспособление индивида. Важной чертой психологического приспособления считается её стремительно-приспособительный вид. В соответствии с этим приспособление лица выражается появлением приспособительных конфигураций действия при сменах ситуации. Равно как выделяет В.М. Воловик, психологическое приспособление - данная индивидуальная роль, обеспечивающая регулирование важных нужд индивидуума с условиями общества и динамическими переменами обстоятельств существования.

Щукина Г.И. считает, что исследование движения приспособления возможно реализоваться в трех направленностях. Первое течение подразумевает исследование соответствия индивидуального восприятия условия и решение его. В случае если решение в индивидуальном понимании отвечает условиям и мнениям лица, в таком случае положение внутреннего баланса добивается практически моментально. В случае если расценивать приспособление с места зрения её внутренних критериев, в таком случае одним-единственным признаком адаптированности станет благополучность внутреннего устройства.

Второе течение рассмотрения приспособления сопряжено с раскрытием соответствия индивидуального восприятия условия и её справедливых данных. Инертный ответ на поменявшиеся требования способен являться индивидуально многофункциональным, однако и справедливо дисфункциональным. И напротив, индивидуальные малоприятные взаимодействия (интенсивное противоборство условиям, преодолевание опасений и тревог) имеют все шансы являться справедливо многофункциональными в продолжительной возможности.

Заверщающее направление рассмотрения приспособления подразумевает установление соответствия метода преодоления непростых условий и их критериев. Поведенческие взаимодействия, какие соответствуют критериям условий, имеют все шансы индивидуально оцениваться равно как неприемлемые и в том числе и травматичные, однако они нередко становятся более результативными. Индивидуально многофункциональные взаимодействия, понимаемые равно как решение в индивидуальную оценку сформировавшихся условий, а никак не в её конкретные свойства, предоставляют только лишь временный результат.

А. Маслоу анализирует процедуру приспособления равно как динамичный процесс взаимодействия индивида и сферы, в свойстве главного аспекта адаптированности персоны выставляется уровень её интегрированности со сферой.

Психическая адаптация играет значимую роль в поддержании адекватных соотношений в системе «индивидуум-среда». В.Г. Березин выделяет следующие уровни психической адаптации, как:

– индивидуально-психологический уровень, содержащий в себе индивидуальные и типологические характерные черты личности, его важные состояния (уровень замотивированности, степень формирования самосознания, самодисциплина, самомнение, саморегулирование, характер и т.д.). В данной степени исполняется сохранение психологического баланса, поддержка психологического самочувствия.

 – социально-психологический уровень, содержащий в себе характерные черты микросоциального взаимодействия. В данной степени исполняется развитие соответственного межличностного взаимодействия, результат общественно-важных установок [4].

Акцентируются последующие ключевые виды адаптационного движения:

первый вид, характеризующийся действующим влиянием на общественную сферу, и второй вид, характеризующийся бездейственным устройством (беспринципным принятием установок и ориентаций коллектива).

Эти типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида и выявляются в процессе группового и межличностного взаимодействия.

Л.И. Божович показывает взаимозависимость нрава приспособления и периода онтогенеза. В преждевременных стадиях психологические характерные черты и особенности появляются посредством устройства детей к условиям находящейся вокруг сферы.

А.А. Налчаджян внес предложение единой систематизации видов общественно-психологического приспособления индивида: обычное, девиантное, патологическое.

Обычное приспособление предполагает адаптационную процедуру персоны, какая приводит к её стабильной адаптированности в стандартных проблематичных моментах в отсутствии болезненных перемен её системы и, в то же время, в отсутствии перемен общепризнанных мерок этой общественной категории, в каковой проходит динамичность индивида. Обычное психическое приспособление персоны является 2-мя типами: защитная и незащитная (и равно как вариация - гибридная либо посредственная).

Приспособление ребенка к школе на существенном уровне обусловливается подобными условиями, равно как сущность преподавания и технология обучения. Разумное осуществление уроков и распорядка дня значительно упрощает процедуру приспособления ребенка к школе. Также немаловажно принимать во внимание, то что распорядок уроков, способы обучения, сущность и интенсивность тренировочных проектов, а кроме того требование школьной сферы обязаны отвечать возрастным многофункциональным способностям учеников первого класса [5, 6]. На заметном уровне упрощает приспособление к школе заблаговременное посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения. На формирование и протяжение приспособления воздействует вид обучения в предшкольные годы. Скорее приспосабливаются ребята, навещавшие дошкольное образовательное учреждение вплоть до поступления в школу, нежели те, кто подрастал только дома, больше прослеживались двигательная расторможенность, неблагоприятные перемены в нраве общения с ровесниками. Никак не подготовленные психологически дети, из числа посещающих детсад попадаются в два раза меньше, нежели из числа детей, не обучающихся в дошкольном учреждении [7].

В таком случае весь период результативности приспособления первоклассников к школе находится в значительной зависимости с воззрением педагога и с подобранными им манерами общения с учащимися. Приспособление ребенка к школе наиболее положительно проходит в классе у педагога, использующего демократический вида преподавательского взаимодействия. У детей к окончанию года уменьшается степень проявления подобных симптомокомплексов, равно как уязвимость, сомнение в себе, агрессивность, угнетенность, ощущение неполноценности и проблематичность. Личностно направленный педагог формирует в классе атмосферу, расположенную к целям совпадения личных нужд ребенка с условиями учебного заведения.

Значимым условием считается формирование позитивного локального климата в школьном коллективе. Цель педагога – сохранять дружбу детей согласно заинтересованностям, создавать данный круг интересов. Немаловажно, для того чтобы ученик осознал, то что, учебное заведение – это дружелюбный, проницательный состав ровесников, юных и старших друзей. Необходимо выделить, то что ученик обязан познать, то что ему любопытно и беззаботно из мнения одноклассников: так как ему нужен их анализ, их подход. Позитивные чувства, какие ребенок ощущает во время общения с ровесниками, в значительной степени сформировывают его действия, упрощают приспособление к школе. Подход педагога к ребятам – указатель взаимоотношений обучающегося и его одноклассников. С отрицательного взаимоотношения педагога малыш мучается вдвое: педагог проявляет негативное отношение, и таким образом ведь выстраивается отношение ребят, по этой причине правильнее стремиться остерегаться данного поведения [8].

Взаимоотношения с родителями оказывают большое влияние на процедуру приспособления первоклассников. Для того чтобы промежуток приспособления к школе закончился сравнительно свободно, весьма немаловажно, чтобы отношения в семье существовали превосходными, не преобладали остроконфликтные условия и при этом ребенок нуждается в положительном расположении в команде ровесников [9].

Чувственное утверждение школьных законов содействует эффективному приспособлению к школе, в случае если данные принципы удобопонятны и легкодоступны ребятам. Очень жесткие условия и общепризнанные мерки никак не предоставляют первоклассникам возможности проявиться в собственных возможностях, приобрести согласие важного старшего. В следствии появляется чувственно амбивалентный подход не только лишь к определенным законам, однако и к единым цивилизованным и моральным ценностям, какие устанавливаются старшим. В убеждении большая часть обучающихся никак не отклоняют общепризнанных мерок, однако и позитивного взаимоотношения к ним никак не выражают, поэтому определяется проблема процедуры присвоения, интериоризации данных законов [10].

На основании теоретических положений мы определили критерии и подобрали методы проведения исследовательской работы, определили основные методологические положения. Работа проводилась с детьми 1 класса.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы методы исследования: теоретические (сравнительно-сопоставительный, аналитико-синтетический) [11]; психодиагностические: тестирование по методикам: «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы» Н.Г. Лусканова, «Тест тревожности (Р.Тэммпл, В.Амен, М.Дорки)», «Беседа о школе».

На интегральном графике, построенном нами на основании результатов исследования, видно соотношение уровня адаптации по гендерному признаку. (Рис. 1). 

Рис. 1. Интегральный график результатов исследования гендерных особенностей психологической адаптации первоклассников к школе.

По выше представленным результатам видно, что наибольшее количество испытуемых имеют нормальный уровень адаптации, 5 человек, из них 2 мальчика и 3 девочки оказались на высоком уровне адаптации и один мальчик и девочка дезадаптированы.

Таким образом, проведя практическое исследование по определению уровней адаптации мы определили, что теоретические положения нашли свое подтверждение в практической части работы: нами отмечены гендерные отличия в процессе адаптации первоклассников, у девочек легче проходит процесс адаптации, они принимают изменившиеся условия проще, в отличие от мальчиков, хотя наряду с такими показателями у девочек в большей степени отражается высокий уровень тревожности. У девочек и у мальчиков почти на одном уровне отмечается содержательный характер внутренней позиции, что говорит нам о заинтересованности детей в учебном процессе.

Анализ диагностических данных показывает, что в большей степени наблюдается адаптация у девочек: отмечается преобладающее наличие высокого и нормального уровней мотивации, что характеризует высокую степень адаптированности девочек к процессу обучения в школе. Несмотря на то, что у девочек выявился высокий индекс тревожности, уровень адаптации остался высоким и нормальным, так как преобладает содержательный характер внутренней позиции.

По данным диагностики мальчиков адаптацию отмечают меньшее количество учеников, по сравнению с показателями девочек. Преобладающими являются высокий и средний уровень мотивации мальчиков. Уровень индекса тревожности является средним, также отмечается наличие содержательного характер внутренней позиции.

Проведя практическое исследование по определению уровней адаптации мы определили, что теоретические положения нашли свое подтверждение в практической части работы: нами отмечены гендерные отличия в процессе адаптации первоклассников, девочки адаптируются быстрее, принимают изменившиеся условия легче, в отличие от мальчиков.