Философские практики обретения экзистенциальной открытости: компаративистский анализ восточных и западных методик
Аннотации
Предметом исследования являются философские практики экзистенциальной открытости, позволяющие сформировать доверие к жизни, необходимое для полноценного развития личности. Недоверие к жизни препятствует духовному росту человека, сужает поле его жизнедеятельности, разобщает бытие и мышление. Экзистенциальная открытость – это способность индивида объективно и правдиво воспринимать, осознавать и интерпретировать реальные события и свои собственные переживания. Объективное осознание возможно только тогда, когда индивид освободится от стереотипов, шаблонных схем, преодолеет разобщенность бытия и мышления. Принятие жизни выражается в готовности реализовывать множество возможностей, которые открываются перед человеком. Исследование выстраивается на основе компаративистского анализа восточных и западных методик, таких как медитативные практики даосизма, буддизма и дзэн-буддизма в сравнении с методами экзистенциальной философии, феноменологии и гуманистической психологии. Медитативные практики способствуют осознанию открытости, принятию мира и своего собственного существования в нем. Данные практики помогают индивиду преодолеть рассудочное расчленение мира. Экзистенциальный подход позволяет выявлять глубинные проблемы индивидуального существования, связанные с осознанием безопорности мышления в ситуации жизненного выбора. Феноменологический подход способствует обнаружению мыслительных, речевых и поведенческих стереотипов жизненного мира, которые не позволяют феноменам говорить самим за себя, исходя из своего собственного уникального значения. Корень исследуемой проблемы видится автору в разобщенности мышления и бытия, которая определяется как «психологическая болезнь» современной цивилизации, главным симптомом которой является желание утвердить себя в мире, стремление к господству над природой, над другими людьми и над собой. Сознание человека порабощено искаженной идеей должного, зачастую подразумевающей набор социальных и культурных стереотипов той или иной исторической эпохи, а не философское стремление быть аутентичным, открытым истине. В исследовании описываются философские практики, которые помогают преодолеть разобщенность мышления и бытия, служащего помехой для объективного и правдивого восприятия реальности.